Аналитики подсчитали индекс «Биг Мака» для Казахстана и выяснили, что национальную валюту серьезно недооцененили.

bread
Источник фото

Индекс «Биг Мака» — это альтернативный «обменный курс», неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС или PPP, purchasing power parity) от аналитиков журнала The Economist. Он приводится с 1986 года и основан на теории ППС, согласно которой валютный курс должен уравнивать стоимость корзины товаров в разных странах таким образом, чтобы на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в нацвалюты, в различных государствах было возможно приобрести одно и то же количество товаров и услуг (при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке).

В качестве такой альтернативной корзины товаров берется бургер компании McDonald’s. «Биг Мак» используется в качестве эталона по двум причинам: McDonald’s представлен во многих странах, а сам бургер содержит достаточное количество продовольственных компонентов (хлеб, сыр, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным «слепком» народного хозяйства.

Для Казахстана этот индекс The Economist еще не считал, но подсчеты произвела команда Energyprom. Основываясь на основе данных The Economist, казахстанских ценах на «Биг Мак» и курсе доллара к тенге.

Так, в июле текущего года «Биг Мак» в РК стоил 900 тенге. С учетом официального курса американской валюты в среднем за период (в июле — 426,47 тенге) стоимость «Биг Мака» составляла 2,11 доллара США.

Предполагаемый обменный курс, таким образом, должен составлять 159,29 тенге за доллар США. Разница между этим и фактическим обменными курсами предполагает, что тенге недооценён на 62,6%.

Согласно тому же индексу, фунт стерлинга, к примеру, в июле текущего года был недооценён на 15,9%, евро — на 11,1%, а российский рубль — почти как тенге, сразу на 59,9%.

«Конечно, несмотря на весьма любопытные результаты, принимать индекс за аксиому нельзя, ведь паритет паритетом, но в реальности одни и те же товары и услуги стоят в разных странах мира далеко не одинаково.

Кроме того, спорен и выбор «эталона», ведь вопрос ценообразования продукции любой частной корпорации, включая McDonald’s, максимально непрозрачен и зависит не только от реальной производственной себестоимости и объективных факторов — таких как объемы выпуска, стоимость аренды, сырья, рабочей силы и прочее, — но и от спекулятивных моментов, наценки «за бренд», общей политики компании и т. д.», — уточнили аналитики Energyprom.

Поделиться: