По следам Digital Bridge 2023: чем уникален стартап года Qtap

I
ileru Автор
02 ноября 2023

Культура развития самих стартап-проектов – это всегда игра в обе стороны. Молодые предприниматели активно ищут инвесторов и поддержку от государства, а вторые – видят в них перспективу и протягивают руку-партнерства самым уверенным из них. Но так ли это на самом деле? Насколько сильно сегодня развит IT-сектор в Казахстане? И почему известная Кремниевая долина не всегда оправдывает надежд молодых стартаперов? Мы побывали на очередном форуме Digital Bridge и поговорили с победителями стартап-батла, представителями проекта Qtap. 

Digital Bridge – международный форум, который уже не первый раз проходит в Казахстане и собирает на одной площадке тысячи предпринимателей, экспертов, инвесторов, ученых, стартаперов и топ-менеджеров компаний для построения диалога и налаживания полезных связей. По праву форум можно назвать местом с самым технологичным и эффективным нетворкингом. К слову, в октябре 2023 года Digital Bridge собрал более 300 стартап-проектов и свыше сотни инвесторов из разных стран. На форуме выступали топовые спикеры, чьи компании сегодня на рынке занимают лидирующие места и задают тенденции в в формировании новых продуктов. Среди них также были Михаил Ломтадзе (гендиректор и сооснователь Kaspi.kz ), Тимур Бекмамбетов (кинорежиссер и сценарист), Тимур Турлов (главный исполнительный директор Freedom Holding corp.), Умут Шаяхметова (председатель правления Halyk Bank), Багдат Мусин (министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности РК) и многие другие. В этом году Digital Bridge снова посетили зарубежные спикеры и предприниматели для обмена опытом. Стоит отметить, что наши казахстанские стартап-проекты представили себя на высоком уровне, чем не всегда могут похвастаться их коллеги из соседних или дальних стран. 

Digital Bridge дает возможность найти новые ресурсы и поддержку в развитии их молодого бизнеса. Для этого была организована стартап-аллея, на которой были представлены сотни проектов: онлайн-школы, игровые приложения, сервисы по доставке еды, маркетплейсы нового времени, компании разного вида услуг и многое другое. Отличало все проекты одно: инновационный подход в старту и развития идеи уже на первых этапах выхода в рынок. Именно присутствие инновационности и решили проверить организаторы форума и устроили стартап-батл между всеми представленными стартаперами. Главным призом являлась солидная сумма – 25 000$. 

Мы поговорили с руководителями и командой победителей этого батла, стартап-проектом Qtap, и постарались выяснить их планы на будущее. 

Qtap - новый стартап, которому официально нет еще года. Если коротко, как пришла идея создания этого проекта и из кого сегодня состоит ваша команда? 

Мадат Каримов, генеральный директор и основатель Qtap: Основатели Qtap - это два человека: я, Мадат Каримов - генеральный директор компании и Альжан Сабралиев - CTO и полностью ответственный за back-разработку. Также в нашей команде есть человек, который отвечает за маркетинг и онбординг, это Артур Аскарулы, более известный как Archebalt. Идея пришла пару лет назад из личных потребностей. На тот момент у меня был текущий бизнес, состоявший из нескольких проектов. Каждый из них представлялся в соцсетях и не всегда было удобно собирать все это воедино на каком-то одном ресурсе. Тогда я задумался о создании платформы, которая объединяет в себе все интернет-ресурсы в одном месте. Спустя это время, естественно, Qtap трансформировался и теперь это платформа с конструктором сайта внутри, исполняет функции социальной сети, позволяет пользователям внутри сервиса производить онлайн-транзакции. И все это в режиме реального времени. Достаточно создать страницу, оформить ее и начать торговать продуктом, услугой или контентом с первых упоминаний в соцсетях. А еще через Qtap можно запускать и собирать донаты. А в команде сегодня у нас 8-11 человек. В основном это разработчики. 

Мы знаем, что у вас есть в планах переместиться в США. Когда это произойдет и какие у вас планы на рынок Америки? 

Мадат Каримов: Да, некоторые ребята из команды уже готовят визы и в буквально через считанные недели мы уже начнем постепенно переезжать туда. Мы неплохо освоили рынок Казахстана и сегодня новые пользователи появляются за счет органики. Определенные процессы уже поставлены на рельсы, и больше своих ресурсов сейчас мы тратим на освоение рынка США. Я совсем недавно вернулся оттуда и вижу там большие перспективы для Qtap. 

В США нет аналогичных проектов? В чем причина такого спроса? 

Мадат Каримов: Во-первых, в какой-то степени мы сами создаем этот спрос. А во-вторых, конечно, аналогичные проекты есть, но самое главное то, чем мы отличаемся и что нового для пользователя можем предложить. Сегодня у нас уже больше 10% пользователей из США. Есть также активные инфлюенсеры. На деле это не так сложно и страшно. Везде одинаковые люди с точно такими же потребностями. 

Насколько тяжело создавать продукт, особенно занимаясь back-разработкой, не зная с первых дней, куда это все может привести? Важно все таки верить в себя и совершать неоднократные попытки? Или достаточно обладать высокими скилами в области создания и разработки IT-продуктов? 

Альжан Сабралиев, сооснователь Qtap, back-разработчик: Да, стоит признаться, что в первое время было тяжело. Особенно, когда у тебя есть семья. Но если хочешь создать проект, который выстрелит, нужно много времени уделять работе. Я рискнул и этот риск оправдался. Важно верить в себя, в свой проект и в своего партнера. Скиллы, конечно, нужны. Разработчик - профессия хоть и техническая, но она тоже требует креативного подхода во многом. 

Поговорим о прошедшем Digital Bridge? Насколько известно, аллея казахстанских стартапов продемонстрировала еще больше проектов, чем в прошлом году. Если округлить 23-й год: что изменилось в культуре развития стартапов и ее поддержки и какие направления особенно выступили вперед в мире IT именно нашей страны? 

Мадат Каримов: Определенно Digital Bridge в этом году отличился своим масштабом по сравнению с другими. Каждый год свою марку, тут без сомнений, поддерживают такие мастодонты, как: Kaspi.kz, Freedom Holding, Оzon, Yandex, Citix. В целом было очень много разных стартаперов, в том числе и с акселерации Most Ventures. Также свои отдельные зоны представили ребята из 1Fit. Было много проектов в направлении Fin tech, SAS, Creator Economy. Само наполнение стало шире. Были стартапы из Узбекистана, Монголии, Киргизии. Это говорит лишь о том, что возможностей сегодня у молодых предпринимателей становится больше. 

Qtap принял участие и в стартап-батлах и в панельной сессии.

Про батл мы еще поговорим. Насколько почва для развития стартап-проектов сегодня в Казахстане развита и перспективна? Если уточнить: она находится в зачаточной стадии, когда стартаперу приходится прилагать массу усилий еще до выхода на рынок; или это все уже можно назвать развитой индустрией, где практически каждый founder имеет равные шансы на успех? 

Айдын Айдынгали, CDO / CPO: Развитой назвать ее сложно. Но, безусловно, это перспективный рынок. Если даже сравнить с Digital Bridge прошлого года, можно с уверенностью сказать, что стало в разы больше стартап-участников, аллея стала насыщенной, а интереса со стороны инвесторов становится также больше. Это не может не радовать. Нам, как стартаперам, важно, чтобы этот темп не сбавлял оборотов и только развивался. Мы понимаем, что денег в Казахстане, по сравнению с тем же западом, меньше. Но это никак не может быть причиной плохой динамики роста культуры появления новых стартапов. Именно поэтому нам приходится работать в усиленном режиме, чтобы догнать тот рынок, где мы хотим оказаться сами. 

Можно ли назвать форум Digital Bridge - формированием своеобразного сообщества? И как это влияет сегодня и повлияет в будущем на кадровый спрос айти-специалистов? 

Альжан Сабралиев: Да, думаю, что точно можно. Даже после объявления нас победителями, к нам подходило много ребят и задавали вопросы, спрашивали о вакансиях. Такие площадки по умолчанию становятся местом для обмена опытом и знакомств с полезными людьми. К примеру, в прошлом году мы с Мадатом приезжали на Digital Bridge и познакомились с венчурным фондом. Это сыграло хорошую роль на следующие наши шаги. 

На Digital Bridge Qtap был признан самым инновационным стартапом года среди сотен других. Проекту, если официально, еще нет года. В чем главные особенности продукта, что он сегодня привлекает столько внимания со стороны пользователей, а самое главное - от инвесторов? 

Мадат Каримов: Да, мы своего рода взяли первое место среди всех представленных стартапов. Мы проделали отличную работу. С самого начала мы выбрали свою особенную стратегию, которой придерживаемся и до сих пор. Начали заходить на рынок через инфлюенсеров. Мы находили интересных блогеров, медийных личностей, которым выгодно было бы пользоваться нашей платформой. Не так, что просто поставили ссылку в био. А действительно ресурс оказался им полезен. Не сказать, что с точки зрения PR мы сегодня везде. Но план своей стратегии выполняем и намеченных результатов достигаем. Если люди попробовали однажды использовать нашу платформу и им она понравилась, они обязательно захотят об этом рассказать другим. В этом плане мы стараемся быть честными. 

Если говорить о внимании к нам со стороны инвесторов, то, конечно, не бывает все так просто и сразу. Мы создавали проект, параллельно находили потенциальных инвесторов, защищали проект. Таких попыток было много. Но, так или иначе, свой первый раунд с инвестором мы закрыли уже в середине лета. Буквально через полгода с официального старта Qtap. Сейчас, когда у нас много пользователей, отлично налажен внутренний трекшн и PR работает уже сам по себе, внимания от инвесторов становится больше. Скажу честно: сегодня уже мы в каких-то моментах выбираем с кем заключать сделки. Это тоже своего рода этап успеха стартапа. И эти заявки поступают как минимум по одной в день. Но я бы еще отметил, что мы не стремимся сейчас закрывать раунд в Азии и больше нацелены в сторону запада. Это тоже можно назвать частью нашей новой стратегии. Сработает она? Думаю, что да. 

Вернемся к стартап-батлу на Digital Bridge. Вы в нем победили. Что значит для вас и всей команды эта победа? Какие у вас дальнейшие планы и готовите ли вы выход новых суб-проектов? 

Айдын Айдынгали: Конечно, эта победа значит для нас многое. Особенно, если говорить о команде, это сильно укрепляет веру в сам проект и его идеи. Да и вообще, здорово, что не только жюри принимали участие в отборе лучших проектов, но и свой голос могли отдать сами гости форума. У них это откликалось в первую очередь потому, что в моменте они понимали: мы и есть потенциальные пользователи Qtap. Нам было важно сделать касание именно со своими юзерами. А победа, это уже как результат нашего с ними диалога. Я считаю, что именно такой подход отражает принцип работы всего Qtap. 

А если говорить о планах и том, что мы готовим на будущее, то, конечно, горизонты для нас открываются перспективные. Та платформа, которая представлена сегодня, она выросла из MVP. По большей части, как это принято у любого себя уважающего стартап, мы писали ее очень сумбурно. Не всегда имели возможность думать о расширении. А вот сегодня, когда основные процессы работают автономно, у нас есть время думать наперед и более сосредоточенно писать новые проекты. К примеру, с самого начала работы над Qtap, мы видели логику продукта, его интерфейс в определенной картине. До сегодняшнего дня многое из этого выполнено, но вот прямо сейчас мы готовы представлять все это в самом его лучшем виде. Скоро вы увидите много любопытных обновлений! 

Чем в целом полезны такие форумы, как Digital Bridge и есть ли реальные шансы у начинающего стартапера получить поддержку от инвесторов и экспертов в развитии своих проектов? 

Мадат Каримов: Конечно, польза таких форумов определенно есть. Как минимум в нетворкинге. Ты никогда не знаешь, с кем ты можешь познакомиться на очередной панельной сессии или в коридорах площадки. Вряд ли такие возможности подворачиваются на улицах города или в кофейне. Это целевое мероприятие, из которого нужно выжать свое. На примере нас: ровно год назад на втором форуме Digital Bridge мы познакомились с представителями Most Ventures в лице Бахта Ниязова. Я в устной форме презентовал свой продукт, мы обсудили некоторые возможности и уже через полгода закрыли сделку совместно с другими инвесторами. Это яркий пример того, как работает нетворкинг. Еще в прошлом году я для себя подчеркнул выгоду стартап-батла. За тобой наблюдают несколько тысяч человек, концентрация внимания на тебя крайне высокая и это отличная возможность, чтобы выложиться полностью. Тогда у меня возникла мысль, что в следующем году мы обязательно должны сюда вернуться и принять участие. Так и вышло: в 2023 году мы всем составом нашей команды посетили Digital Bridge и забрали свое первое место в батле. 

Ну, и ради справедливости стоит сказать, что на этом форуме нас знали уже почти все. Это также плоды работы нашей PR-команды и выполнение части стратегии. Нам не пришлось много говорить о себе и пытаться понравится или остаться в памяти гостей форума, так как эта часть была выполнена уже заранее. Могу посоветовать всем, кто планирует в будущем посетить форум и принять участие в аллее-стартапов и панельной сессии: делайте это! Те три минуты, которые выделяют для вашего спича, могут принести отличные результаты. 

На фоне того успеха, который сегодня есть у Qtap, замечаете ли вы тенденцию появления схожих проектов? 

Мадат Каримов: Да, конечно. Есть уже несколько стартапов, которые нас указывают, как прямых конкурентов. Я к этому отношусь абсолютно спокойно и даже рад, что мы мотивируем других ребят начинать создавать что-то свое. И я всегда готов к диалогу и советам, потому что, хоть мы и можем быть  конкурентами, мы все же сообщники. Всегда открыт к здоровой конкуренции. Без нее нет роста. 

Мы поняли, как вы начинали работу проекта с нуля. А сегодня как вы продолжаете привлекать новых пользователей: также через инфлюенсеров? 

Мадат Каримов: Не совсем так. Конечно, есть часть работы, где мы продолжаем коммуникацию с блогерами и инфлюенсерами. Также хорошо работает органика. Но мы отодвинули работу маркетинга на ноябрь-декабрь. Сейчас мы сосредоточены на самой разработке. Это главное. Да и к тому же, как я уже говорил, мы усилили свой фокус на рынок США и успели уже там привлечь примерно 200 инфлюенсеров. Посмотрим, что из этого выйдет. В целом наши инфлюенсеры сегодня обладают аудиторией от 10 тысяч подписчиков до 3 млн. 

Почти за год Qtap сделал квантовый скачок. Что будет через год, скажем так: когда мы вновь увидимся на форуме Digital Bridge? Каким будет ваш проект? 

Мадат Каримов: Мы с командой часто собираемся и рисуем планы на будущее: год, полтора года, следующие пять лет. Примерно через полтора хотим достичь отметки в 100 миллионов долларов. Но если говорить о дате следующего форума Digital Bridge, то мы точно хотим к тому времени иметь статус устоявшегося стартапа с большим количеством пользователей, с еще более эффективным трекшеном и своей аудиторией в США. Мы верим в эти планы и точно знаем, что все получится. 

IT индустрия сегодня - одна из самых развивающихся в мире. Казахстан точно может уже сегодня похвастаться успешными проектами. Например, такими как Qtap. Не всегда кремниевая долина и отдельные венчуры запада становятся единственными выходами для старта и развития стартап-проектов казахстанцев. На примере Мадата Каримова, который продал свою квартиру для вложения в проект и смог отказаться от инвестиций американских венчуров и отдал свое предпочтение местным бизнесменам, можно уверенно сказать: стартап-культура, как и ее возможности, строятся благодаря инициативам самих стартаперов. 

Желаем удачи проекту Qtap и обязательно увидимся с вами в следующем году на Digital Bridge. Посмотрим, чем он удивит нас снова! 

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше