В Алматы состоялась премьера спектакля «Мамы. Пети. Ватуки». Спектакль печально актуален для тех, кто сегодня с трудом находит общий язык с родственниками, при этом все равно любя их.
![Поехали! В Алматы поставили спектакль о непростом общении с родственниками](https://esquire.kz/wp-content/uploads/2023/09/img_9358.jpeg)
Спектакль презентован школой-студией известного актера Еркена Губашева. Постановку осуществил известный российский актер и режиссер, ныне работающий в Казахстане Никита Патуев. Никита — выпускник театрального колледжа Олега Табакова и ВТУ имени Щукина. Он известен и как киноактер — он сыграл одну из главных ролей в сериале «Подслушано».
За основу спектакля взяты сразу две истории — пьеса Натальи Лизоркиной «Петя из Ватуков» и мини-пьеса Александра Елизарова «Моя мама космонавт».
В описании спектакль аттестован как история о семейных ценностях, о взаимоотношении с близкими людьми, поднимаются важные экологические вопросы и вопросы выбора.
Пролог спектакля представляет собой короткометражный фильм, который несколько минут идет на заднике сцены. Это, собственно, и есть экранизация пьесы Александра Елизарова «Моя мама космонавт». Нам предстанет странная история о том, как мама придя в будничный день с работы объявляет детям что собирается — ни много ни мало — в космос! После чего совершенно буднично занимается домашними делами, при этом находясь в некой прострации, после чего надевает нечто похожее на скафандр и стоит в ночном дворе, помахивая словно Юрий Гагарин.
![Поехали! В Алматы поставили спектакль о непростом общении с родственниками](https://esquire.kz/wp-content/uploads/2023/09/img_9365.jpeg)
По признанию режиссера Никиты Патуева, прочтя обе пьесы они показались ему невероятно связанными. Правда, на первых порах это не очень понятно зрителю. Кажется, будто это сон главного героя. Однако ближе к концу становится понятно, что имелось в виду в этом прологе.
Собственно, после короткометражки начинается основное действие. Главный герой Петя возвращается в родной город, где не был уже много лет. Там его ожидает встреча с друзьями детства, которые, как и много лет назад курят травку (и употребляют кое-что похлеще), убивают время «на районе» и в общем ведут беспросветную жизнь. Петя же в Москве вполне удачно вписался в столичную жизнь, основал стартап. В общем, стал необычайно далеким и чужим для своего родного города. Настолько чужим, что когда Петя вскользь проговаривается о своей нетрадиционной ориентации на это даже мало кто обращает внимание.
![Поехали! В Алматы поставили спектакль о непростом общении с родственниками](https://esquire.kz/wp-content/uploads/2023/09/img_9382.jpeg)
Пытаясь как-то помочь близким, он все больше понимает насколько велика теперь между ним и его родными пропасть. Сестра обижена за то, что он оставил ее в этой провинциальной беспросветности. Отец не от мира сего. Лишь мама как и прежде проявляет заботу. Но неожиданно в разговорах, как бы невзначай, упоминает о неких акиняках — таинственных существах инопланетного происхождения, терроризирующих город. Сначала Петя считает, что мама не в себе. Но, поговорив с местными жителями он понимает, что верят в них практически все. И это, по сути, какое-то всеобщее помешательство.
На попытки объяснить им то, что под воздействием вредного производства у них галлюцинации и отклонения в психике, Петя получает обвинения в духе клише российского ТВ. Будто он иноагент, будто он в сговоре с этими самыми акиняками (которых видят исключительно жители этого города), и хочет разрушить их тихую и спокойную жизнь. В конце концов, милый ностальгический видит к родственникам и друзьям превращается в гонку на выживание.
Спектакль решен одновременно в абсурдной и инфернально-мистической стилистике. В какой-то момент кажется, что герой оказался в окружении зомби даже не в переносном, а в буквальном смысле. Причем финал спектакля доказывает, что это недалеко от истины.
При этом чем страшнее ситуация, тем больше абсурда. Он вносит особый вкус в спектакль — он становится настолько же смешным, насколько грустным и страшным. За юмор тут отвечает сам руководитель актерской школы — Еркен Губашева. Его таксист заставляет зрителей гомерически смеяться своей какой-то инородностью. Губашев здесь просто купается в этой абсурдной импровизации в свое удовольствие и на радость зрителям. Впрочем, финал заставляет многих задуматься. Ведь часто мы говорим с людьми нам близкими, которые обработаны информационной пропагандой похлеще ядерного реактора. Иной раз и хочешь бросить и не общаться с ними. Но ведь они родные, близкие! И всем нужно находить общий язык. Хоть это невероятно тяжело психологически, морально, а иногда и физически. Так что на месте «Пети из Ватуков» почувствуют себя многие зрители. И, тем самым, возможно получат определеную психотерапию.
Автор: Константин Козлов