18, 19 и 20 февраля на Большой сцене независимого алматинского театра ARTиШОК пройдут показы спектакля «Әуежай». Постановка является примером редкого для Казахстана направления иммерсивного театра. Продюсер проекта Анастасия Тарасова рассказала о тонкостях этого жанра.
«А меня будут обливать водой на спектакле?»
Этот совершенно неожиданный вопрос я недавно услышала от людей, покупавших билеты в кассе нашего театра. Я не удержалась и позволила себе вмешаться в разговор: «Простите, а что были такие случаи?».
И зритель, немного помявшись, ответил, что не очень любит, когда на него «воздействуют» в театре таким образом и предпочитает, когда его не трогают.
«Можно мне место где-нибудь в уголочке, так будет спокойнее», - услышала я в ответ. На этом разговор закончился.
«Иммерсивный театр — одна из популярных форм современного интерактивного театра, где зрителя «погружают» в разворачивающееся действие. Иммерсивный театр отличается от традиционного тем, что убирает сцену как таковую и погружает публику непосредственно в игру, что позволяет зрителям общаться с актёрами и взаимодействовать с их окружением, тем самым разрушая четвертую стену»
Из определения в Википедии
Содержание диктует форму
Когда мы в первый раз читали текст казахстанского драматурга Джамиле Аман, то безусловно одним из главных цепляющих моментов было место действия и его генеральное обстоятельство — аэропорт, в котором объявлена чрезвычайная ситуация и происходит эвакуация.
Это настоящий движок иммерсивности. Однажды я сама попала в такую эвакуацию в алматинском аэропорту, был ложный вызов о заложенной бомбе. Ситуация в любом случае неординарная — большая группа людей, фактически толпа, одновременно проживает незапланированное событие. И если быть наблюдательным, это очень интересно. А тут тебе такой ход предлагает драматург. Ну как тут не задействовать зрителя?!
«Сыграть в аэропорт»
У иммерсивности нет четкого момента начала. Спектакль словно пазл начинает собираться, как только зритель попадает в фойе, точнее в зал ожидания аэропорта. Здесь на табло — расписание вылетов, а дежурный диспетчер сообщит вам о задержке рейса. Это игра, в которую театр предлагает зрителю вступить буквально с порога, и многие это предложение более чем поддерживают.
Люди могут прийти с чемоданами, ручной кладью, самолетной подушкой или маской для сна, спеша с театральным билетом на «рейс». Такая вера в предложенные театром обстоятельства всегда приветствуется и является большой поддержкой для артистов.
Внимательному зрителю дается возможность увидеть, как создается атмосфера спектакля. Как вера в предлагаемые обстоятельства начинает захватывать всех присутствующих.
Иногда иммерсивность даже выходит за пределы Большой сцены и невольными участниками постановки становятся те, кто просто гулял в парке панфиловцев (Большая сцена театра ARTиШОК распологается на территории парка имени 28 гвардейцев-панфиловцев. — прим. ред.). Однажды в фойе зашли прохожие, которые услышали объявления о «регистрации» и «посадке» и с надеждой спросили, не открылся ли в Алматы новый аэровокзал.
Шанс попасть за кулисы
Большая сцена театра ARTиШОК хоть и называется большой, но является камерным пространством, в котором раньше находился ночной клуб Da freak. Оно не обременено длинными коридорами и подсобными помещениями, но зрителям спектакля «Әуежай» все равно удается познакомиться с изнанкой тетра. Они попадают в зал через дверь, которую обычно используют артисты для выхода на сцену.
Спектакль удивляет и максимально задействует пространство, чтобы дать каждому новый опыт. Сценография спектакля решена таким образом, что зрительного зала как такого нет. События разворачиваются в помещении склада аэропорта, поэтому присесть можно буквально на любой предмет - деревянные паллеты, складские упаковки, тележка для перевозки груза, аэропортовские скамейки. Действие происходит везде и сразу. Все места равнозначны. Нет лучшего и худшего. Зрители размешаются в пространстве по своему желанию.
Игра слов
На афише спектакля «Әуежай» можно увидеть перечеркнутую букву «з», что тоже является отсылкой к эмоциональным реакциям многих пассажиров, которые приезжают в Казахстан и удивляются, что местные воздушые гавани «встречают» их вывесками со словом Әуежай. Учитывая, что генеральной темой спектакля является вопрос, оставаться ли в Казахстане, такая игра слов также добавляет иммерсивности.
Контекст
Погружение зрителя в происходящее достигается не только за счет свободной рассадки и близкой дистанции с артистами, но и благодаря тому, что каждый персонаж придерживается своей гражданской позиции. Кто-то будет абсолютно близок зрителю, а кто-то будет вызывать настоящее неприятие.
Спектакль «Әуежай» - это не только зрительский опыт, но и попытка театра принять и понять сегодняшний день и современное общество. Любой аэропорт мира ежедневно пропускает сотни тысяч людей. Разных по уровню достатка и вероисповеданию, имеющих разные политические взгляды. Каждый аэропорт – это всегда маленький Вавилон, в котором все говорят на разных языках, отстаивают свою точку зрения. Но, несмотря на разность, у все у них есть один общий гейт, через который они попадут в свой самолет.