Документальный спектакль «Здесь – Алматы» представляет собой истории уехавших от войны россиян и украинцев. А также рассказы казахстанцев, ставшими свидетелями этого исторического явления. Проект является премьерой театра «2act», который совсем недавно открылся в Алматы.
Спектакль представляет собой 12 историй о людях, которые за последний год вынуждены были переехать в Казахстан в силу геополитической ситуации в мире. Как сказал художественный руководитель театра «2act» и режиссер-постановщик спектакля Виталий Шенгиреев, это попытка сделать слепок времени:
– Это попытка его (время) сфотографировать – какое оно есть здесь и сейчас в Алматы. Здесь представлена палитра мнений касательно страны, города, событий и жизненных ситуаций. Мне как режиссеру хотелось бы, чтобы каждый зритель в этих историях нашел созвучное себе.
Действительно, чего-чего, а созвучного в этом спектакле много. Монологи представляют переработанные под сценическую версию интервью с реальными людьми. Надо сказать, что далеко не всем зрителям в зале понравилось то, что произносилось со сцены. Несколько зрителей покинули спектакль, а некоторые еще и громко высказали свое недовольство прямо из зала. В общем, многие прямо в зале могли лицезреть ситуацию, с которой, весьма вероятно, сталкиваются в собственной семье при обсуждении событий в Украине и России.
Играют в спектакле как казахстанские актеры, так и актеры-релоканты. Им тоже есть что рассказать о своём переезде в Казахстан, но спектакль, конечно, не о них. Начинается он с пересказов историй простых россиян, живших обычной заурядной жизнью, и никогда не помышлявших ни о каком переезде. Многие из них были вполне аполитичными и не вдумывались в суть происходящих событий. Далее истории многих разнятся. До кого-то суть того, что происходит дошла уже 24 февраля или даже раньше, а для кого-то в сентябре, когда началась мобилизация. Во многих историях рассказываются подробности сложных (и не очень) переездов с многочасовыми простоями на границе, с трудным поиском жилья. Почти все истории переехавших сходятся на том, что они даже не представляли насколько в Казахстане может быть хорошо и свободно. От возможности говорить то, что думаешь до популярных банковских приложений, многократно облегчающих бытовые моменты. Всегда фигурирует в рассказе и доброжелательность казахов, и даже их желание успокоить приезжего, когда кто-то активно высказывает недовольство наличием релокантов.
Одним из самых неоднозначных и эмоциональных моментов в спектакле – монолог российского казаха, который крайне отрицательно настроен к релокантам. Персонаж считает, что релокантами руководит только корысть, что им свойственна неблагодарность, что пускать их сюда нужно только по квотам, и при обязательстве в кратчайшие сроки выучить язык.
Отдельная история и «боль» спектакля – это, конечно же, вопрос взаимоотношений с родителями. Тут истории разнятся – от полной поддержки отъезда до проклятий «предателей родины и фашистов». Бывает и по-другому, когда родственники поддерживают отъезд, при этом продолжают одобрять «спецоперацию».
Самый щемящий момент – рассказ о судьбе двух влюбленных из России и Украины. Пожалуй, эта история требует отдельной инсценировки и даже экранизации. Равно как история персонажа, которого все-таки призвали и который успел даже послужить, чудом покинуть и военную часть, и страну. Его истории об армейском бардаке и о подлинном отношении российских военных к начальству, власти, войне также потянут, если не на фильм или спектакль, то на отдельную книгу. А названием ее может быть объяснение, которое военные давали на вопрос: «Зачем вы все это делаете, раз вам так это не нравится?». «Приказали – значит надо!», – более лаконичной фразы представить, думается, нельзя.
При легкой затянутости спектакля, смотреть его все же стоит. Ибо не каждый день и не каждый год на нашем театральном пространстве появляются спектакли на столь актуальную тему. И стоит помнить ценность того, что мы можем говорить на эти темы без страха о том, что на нас настучат и за нами придут.
Автор: Константин КОЗЛОВ