Построил бизнес на любви к машинам: Дарын Садуакасов о Rentacars, принципах и трудностях

Как объединить культуру проката, осознанное потребление и свободу в одной компании

ШМ
Шахиза Менг
01 сентября 2025

Партнёрский материал
rentacars
Фото из личного архива героя

Дарын Садуакасов начал бизнес с любви к автомобилям. Он основал Rentacars, компанию по прокату авто, когда в Казахстане это считалось чем-то невозможным. Он сталкивался с мошенниками и автоугонами, строил все процессы своими руками — и наконец, превратил Rentacars в устойчивый, многомиллионный бизнес. В эксклюзивном интервью для Esquire Kazakhstan Дарын рассказал о трудностях, принципах и силе веры.

Расскажите о своём пути до Rentacars.

До Rentacars я прошёл достаточно классический для предпринимателя путь: работа, параллельные проекты, первые неудачи и первые маленькие победы. Но всегда тянуло к автомобилям. Машины были для меня не просто транспортом, а культурой, стилем жизни и символом свободы. И в какой-то момент эта личная страсть трансформировалась в бизнес-идею.

Почему вы поверили в аренду авто, если в 2009 году это было невероятно для казахстанского рынка?

В 2009 году в Казахстане прокат ассоциировался либо с чем-то «для туристов из-за границы», либо с очень дорогим удовольствием. Мне было очевидно, что люди внутри страны тоже будут готовы пользоваться этим сервисом — просто у них ещё не было культуры. Я видел, что мобильность и свобода выбора будут востребованы, и решил, что лучше быть первым, чем ждать.

С каким стартовым капиталом вы начали — и был ли у вас другой доход или работа параллельно?

Я начал с 10 000 долларов. На эти деньги купил первую машину — так стартовала история Rentacars. Первое время я подрабатывал, потому что бизнес не сразу приносил стабильность. Но вскоре стало ясно: это не побочный проект, а дело всей жизни.

Построил бизнес на любви к машинам: Дарын Садуакасов о Rentacars, принципах и трудностях

Когда вы поняли, что ваша бизнес-идея рабочая и нужна рынку?

Первый доход показал: люди готовы платить. Но настоящий прорыв случился, когда звонки пошли без остановки. Мы не успевали закрывать спрос — и тогда стало ясно: рынок созрел, и мы попали точно в потребность.

Бывали случаи, когда люди неделями ждали своей очереди, чтобы взять машину, и даже предлагали переплатить, лишь бы подняться в списке и пораньше покататься. Именно тогда я понял, что это не временный ажиотаж, а реальная новая культура.

Какие качества личности и убеждения помогли вам шагнуть в неизвестность и стать пионером рынка проката авто в Казахстане, задолго до того, как это стало трендом?

Вера в идею, упорство и внутренняя смелость. Я всегда считал, что лучше сделать и ошибиться, чем всю жизнь жалеть, что не попробовал.

Многие считают, что бизнес нужно строить, основываясь не на собственной любви к чему-то, а на анализе и болях рынка, и гипотезах. Но ваш бизнес родился из вашей любви к автомобилям. Как думаете, в этом может быть секрет его успеха?

Абсолютно. Можно сколько угодно анализировать рынок, но если у тебя нет искры — клиенты это чувствуют. Любовь к автомобилям помогла мне создавать бизнес не как сервис, а как культуру.

На старте пути вы занимались всеми процессами самостоятельно. Как вам удалось это с физической и ментальной точки зрения, ведь это колоссальные нагрузки?

Это был марафон без остановок. Сам отвечал на звонки, встречал клиентов, мыл машины, занимался документами. Силы брал из энтузиазма и веры, что я делаю что-то новое для страны.

Построил бизнес на любви к машинам: Дарын Садуакасов о Rentacars, принципах и трудностях

Как вы выбираете «своих» людей в бизнесе и как строите коммуникацию с командой, чтобы делегировать ей важные процессы? В какой момент вы поняли, что делегирование — необходимость?

Я понял, что делегирование — это не слабость, а необходимость, когда стал физически не справляться. «Свои» люди для меня — это не просто профессионалы, а те, кто разделяют ценности и честность в работе.

Какие самые сложные вызовы встречались вам с 2009 года по этот момент?

Каждый кризис в стране. Валютные скачки, ограничения, падение спроса. Но, наверное, самые тяжёлые ситуации — это когда сталкивались с мошенничеством и потерями машин.

Какие нестандартные «приёмы» вы использовали, чтобы обойти трудности с заложенными, угнанными и пропавшими автомобилями, а также сложности с оплатами? Чему эти ситуации вас научили?

Приходилось быть и юристом, и детективом. Мы разработали внутреннюю систему проверки клиентов, подключили GPS-контроль задолго до того, как это стало нормой. Эти ситуации научили меня думать на два шага вперёд.

Какие качества лидера помогли вам пройти кризисы?

Спокойствие и умение брать ответственность. Паника — худший советчик. Важно было показывать команде, что даже если трудно, мы идём вперёд.

Как ценности комфорта и безопасности встроены во внутренние процессы Rentacars?

У нас золотое правило: клиент должен чувствовать себя так, будто берёт машину у близкого друга. Поэтому стандарты проверки, техобслуживания и сервиса встроены в каждый процесс. 

Какой философии вы придерживаетесь в Rentacars?

Наша философия проста: мы продаём не километры, а свободу. Для нас аренда — это стиль жизни: про гибкость, комфорт и разумное использование ресурсов. Это часть шеринговой экономики: вместо того чтобы тратить деньги на содержание личного автомобиля, человек пользуется машиной только тогда, когда она реально нужна. Такой подход экономит средства в долгосрок, снижает нагрузку на дороги и экологию, формирует культуру осознанного потребления и вносит вклад в развитие общества.

Мы считаем важным не просто предоставлять автомобили, а менять саму культуру владения и потребления: помогать людям выбирать свободу без излишних расходов, способствовать развитию «зелёного» мышления и поддерживать баланс между личным комфортом и ответственностью перед будущими поколениями.

Построил бизнес на любви к машинам: Дарын Садуакасов о Rentacars, принципах и трудностях

Какова роль Rentacars в формировании культуры проката в Казахстане?

Фактически мы были первыми, кто сделал это массовым и доступным. Думаю, Rentacars стал своего рода школой — и для клиентов, и для других игроков рынка.

Как вы относитесь к конкуренции и как видите рынок прокатного авто в Казахстане будущего?

Конкуренция — это двигатель прогресса. Она заставляет быть технологичнее и клиентоориентированнее. Будущее я вижу в цифровизации сервиса, мобильных приложениях, онлайн-идентификации и бесконтактном обслуживании. Важный фактор — рост туризма: у Казахстана огромный туристический потенциал, и с каждым годом поток гостей увеличивается. Это значит, что спрос на аренду авто будет расти, а вместе с ним — и требования к качеству, безопасности и уровню сервиса. Конечно, большую роль сыграет и переход на электромобили и экологичные решения.

В 2009 году у вас даже не было маркетинга, но спрос на продукт зашкаливал. В чём секрет?

Секрет был в том, что мы решали реальную проблему и делали это честно. Сарафанное радио работало лучше любого бюджета. Сегодня у нас выстроена системная маркетинговая стратегия: digital, соцсети, коллаборации, работа с репутацией.

Как вы относитесь к ошибкам?

Ошибки — это топливо для роста. Главное — не повторять одну и ту же ошибку дважды.

Что наполняет вас помимо бизнеса?

Семья, спорт, путешествия. А ещё — сама энергия движения вперёд. Для меня развитие бизнеса и личное развитие идут рука об руку.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше