Куратор Айгерим Капар сходила на конференцию Министерства культуры и поняла, почему все вокруг глохнет от топота копыт коней батыров.

Модернизация 3.0: Рухани жангыру. Так актуально называлась конференция. Высоколобая публика обсуждала реализацию программы «Современная казахстанская культура в глобальном мире».

Почему власть не любит современное искусство

«Взгляд в будущее: Модернизация сознания III», Сауле Дюсенбина, 2017

Происходящее удивляло с порога: среди участников я не встретила ни коллег-искусствоведов, ни известных культурных деятелей, ни экспертов – словом, профессионалов, непосредственно имеющих дело с тем, что называется современной культурой. Это было мероприятие чиновников для чиновников и каких-то незнакомых людей, представленных «людьми от культуры».

Начав слушать выступления спикеров, я начала понимать причины такого диссонанса. Под современной культурой все эти люди с трибуны рассматривали произведения, которые создаются здесь и сейчас. Единственным критерием современного искусства для государственных служащих является время. Если Илья Глазунов пишет свои картины в 21 веке – значит, он современный художник. Если Роза Рымбаева все еще поет по телевизору сегодня – значит, она современная артистка. В продолжении чиновничьей логики, Малевич или Дали, вероятно – художники классицизма, поскольку уже мертвы.

Такое буквальное толкование современного искусства способно довести до инфаркта чувствительного куратора музея Тейт, и, что более серьезно – искажает цель модернизации, как бы мы к ней не относились.

Современная культура отражает нас сегодняшних – кто мы, кем являемся, что хотим сказать и дать миру? Новый образ Казахстана должен состоять не только из исторических фактов, если мы хотим быть интересными другим, а главное, самим себе. Формальный подход, за которым нет истинных культурных ценностей только отвращает людей.

Молодежь тонет в пыли топота коней и батыров. Традиционная культура и история— это очень важно, но под грузом былых дней не должна задыхаться культура сегодняшнего дня. В которой как в зеркале мы можем узнавать и находить себя, осознавать свое место в мире. Современная искусство – это не ж@па и не куча навоза в галерее, как часто представляют себе это чиновники. Не все сводится к эпатажу и провокации, даже если наш обыватель нуждается в шоковой терапии. Акт современного творчества – это гражданское и человеческое высказывание, это вопрос и ответ, это побуждение думать и задуматься. Нельзя идти вперёд, неотрывно-завороженно уставившись назад – в вечно цветущую степь, по зеленой глади которой проносятся кони и батыры.

На конференции происходило именно это. Все докладчики говорили о традиционной, классической культуре, её популяризации и экспорте за рубеж.  В ближайшем будущем запустят программу «Вселенная кочевников», «Золотой человек» отправится в мировое турне. Планируются съемки фильмов для каналов BBC – «Золотой человек» и SNN – «Сакральный Казахстан». Будет создан портал e-culture и мультимедийный фонд, где соберут культурные образы Казахстана. Таким образом, в представлении министерства культуры, произойдет интеграция современной казахстанской культуры в мир.

Оцифровка экспонатов, 3D экскурсии по музеям, где каждый желающий может ознакомиться с национальным культурным достоянием. Ожидается сотрудничество с Google, с ресурсом Arts&culture, с приложением Bookmate. Современных литературных авторов собираются продвигать через участие в книжных ярмарках и работу с крупными международными издательствами.

Один из руководителей проекта Аида Балаева в интервью рассказала, что составлены шорт-листы по нескольким направлениям. И уже готовы списки лучших работ – без открытых встреч и дискуссий с деятелями культуры. Критерии отбора – «соответствие общественным вкусам».

Министерство иностранных дел видит главным инструментом продвижения отечественной культуры пресс-туры для иностранных журналистов. Уже запланировано три тура: в Астана опера, в Астана балет, в театр им. Абая, в Национальный музей и имени Кастеева. К такому государственному промоушен можно по-разному относиться, не могу представить себе британский форин-офис, организующий и финансирующий поездки иностранных журналистов в свой Ковент-Гарден или Британику. Но даже если отнестись со снисхождением, то иностранные журналисты будут улетать после пресс-туров в полном убеждении, что в Казахстане нет современного искусства. Также как не было его в Советском Союзе, как нет в Северной Корее. В институциональном плане современная культура у нас почти не представлена, достаточно взглянуть на репертуары и программы выставок государственных площадок. Она существует в андеграунде.  Актуальные постановки можно увидеть только на сценах частных театров Артишок, Жас Сахна, и действующего без собственного здания Немецкого театра.

Замечательно, что казахстанцы добиваются успехов в классическом, исполнительском искусстве оперы и балета. Сложнее обстоят дела с современным театром, балетом, танцем, музыкой, художественной школой – всем тем, что укладывается в понятие современное искусство и вызывает наибольший интерес в мире. Современное искусство – не сиюминутно, не модный тренд, который можно игнорировать. Сингапур, Южная Корея, Арабские Эмираты – словом, молодые, но успешные страны, страстно желающие как можно громче заявить о себе, делают многомиллионные вливания на развитие арт-рынка, проведение биеннале, продвижение художников. А на нашей конференции по модернизации и покорению мира не прозвучало ни одного доклада про современное искусство, даже не поднимался вопрос. В Казахстане, где все зависят от денег государства – государство имеет вкус советской партийно-номенклатурной элиты.  Отсюда репертуар главных театров, музеев, концертных залов…

По завершении программы «Современная казахстанская культура в глобальном мире» культурное достояние современного Казахстана станет частью всемирного наследия. Такие наверху ожидания. Внизу, в андеграунде художественной тусовки они другие, конечно же.  Как говорит один мой друг в таких случаях: потрясем чапанчиком.


Айгерим Капар

Поделиться: