Моя жизнь в Казахстане началась с потери и нервотрепки. Я прилетел в Алматы украинскими авиалиниями в 5 утра, как оказалось, без багажа. Это была вина киевлян, но выяснять, в чем дело, в Алматы оказалось непросто. Сначала мы очень долго ждали багаж у ленты, потом кто-то сказал, что наш багаж будет на другой ленте, мы переместились, но там в итоге выдали багаж московского рейса. Опять ждали, долго не могли понять, что происходит, никто ничего не объяснял. Когда мы поняли, что ждать уже нечего, обратились в службу выдачи багажа, но женщина за столом, не говорящая на английском, жестами дала понять, что придется ждать дольше. При этом кто-то постоянно пытался пролезть без очереди, и их принимали. Казалось, это никогда не закончится, но все когда-нибудь кончается, сказали и мне через полтора часа, что мой багаж остался в Киеве и надо заполнить документы.

Когда на следующий день я вышел на первую прогулку по городу, было очень жарко, буквально нечем дышать. В этом городе столько машин и угарного газа! Я только что принял душ, но уже через час мне снова хотелось под воду – я чувствовал уличную гарь на своей коже. Мы с подругой зашли в супермаркет купить кое-что по мелочи, и когда она положила в корзину с продуктами освежитель воздуха, я ее предупредил, что если это для улицы, то вряд ли поможет.

Пробки в Алматы – крайне тяжелая вещь. Мало того что ты ползешь в них короткими дистанциями от светофора к светофору, так ведь еще дышишь в них выхлопными газами. В Токио многие ходят с масками на лице, потому что люди трезво осознают вред от городского воздуха, но, знаете, воздух в Токио по сравнению с алматинским кажется мне стерильным.

Городу действительно нужно что-то решать, вы не можете больше ждать. Вам нужно реформировать городской транспорт и повышать стоимость пользования личными авто в городе. Только так, другого выхода нет. У вас достаточно широкие дороги, не нужно позволять машинам ездить в три ряда, одна полоса должна быть для общественного транспорта, при этом, конечно, должно быть много хороших автобусов. Все это возможно, только если по-настоящему бороться с коррупцией. Но разве есть другие варианты?

В Германии в бизнес-сфере никто никому ничего не обещает на словах – все фиксируется на бумаге. А здесь мы арендовали автомобиль, заключили договор, и только потом выяснилось, что страховка возмещает ущерб арендуемой машине только в случае, если ДТП произошло не по нашей вине. Это странно, ведь это прокат, и страховка должна покрывать все. Я сказал об этом парню из проката, и он ответил: «Хорошо, раз вы впервые в нашей стране, я сделаю вам подарок – оформлю полную страховку!». Я уточнил, надо ли вернуться и подписать какие-то иные бумаги, но он ответил, что нет, сам все сделает. Я бы на такое не согласился, конечно, но подруга сказала, что здесь это нормально, она ему верит. Забавно.

Люди здесь добрые, это видно сразу – все счастливы сделать что-то для тебя, если ты тут впервые. Этот парень из проката, например, еще предложил свозить нас за моим потерянным багажом в аэропорт бесплатно, пока для нас готовили машину. В другой день у нас не было мелочи, только крупные купюры, и в уличном ларьке меня бесплатно угостили вашими фирменными слоеными пирожками с курицей (самсой, прим.). Но плохо, что при такой доброте, люди невежливы, порой до грубости, каждый готов залезть куда-нибудь без очереди. Это довольно странное сочетание, может быть, это следствие разного происхождения здешних людей?

Чем вы действительно можете гордиться, так это природой. Горы здесь очень красивые, Чарын – замечательное место. Правда, ехать до него далеко, дорога плохая, и всюду ограничения скорости, потому что она проходит через населенные пункты. Возможно, вам следует сделать природные объекты своей сильной стороной, нужно развивать туризм, нужно разумно извлекать из этого выгоду. Увы, я мало смог посмотреть: канатная дорога была закрыта, дорога на Большое Алматинское озеро – на ремонте. Если бы в Казахстане больше внимания уделяли туризму, то такое в летний период было бы недопустимо.

Я  в своей жизни посетил порядка пятидесяти стран, так что могу сравнивать некоторые вещи. У вас, например, странные традиции в кафе и ресторанах. Практически всюду в мире при заказе второго блюда, супа, капучино и с горячим яблочным пирогом официант приносит все это вместе. В Казахстане вы можете закончить тоскливое ожидание супа в компании холодного яблочного пирога и остывшего кофе.

Я побывал в алматинском Музее национальных инструментов и в Национальном музее. Во втором нашел массу вещей из истории соседних народов, но о Казахстане лишь малость. Моя подруга спросила у работницы музея, которая, с ее собственных слов, работает там 15 лет, правда ли, что большинство экспонатов увезли в национальный музей Астаны и пустые пространства пришлось заполнить историей стран бывшего СССР. Ну что тут сказать, служительница музея искренне удивилась!

В дождливые дни в Алматы дышать намного легче, так что дождь – однозначно благо для города, благодаря ему я имел возможность хоть немного спокойно погулять. И я хочу заметить: здесь вкусные фрукты и овощи, к тому же они значительно дешевле, чем в Германии.

Скажите мне, как вы зарабатываете на все эти машины, если средняя зарплата в Казахстане меньше 500 долларов? Вы платите банкам по 15-20 процентов за кредиты? Вы просто сумасшедшие! При таких условиях я бы точно не стал ничего покупать, тем более машину. За ипотеку в Германии мы платим два процента. Я не силен в финансах, но, зная, что международные банковские интересы сейчас действительно низки, не понимаю, почему они так высоки в вашей стране? Похоже, система выстроена исключительно для прибыли банков.

Конечно, мое впечатление пока поверхностно, но вот главное, что я хочу понять. Казахстан имеет большой потенциал, здесь много молодых и умных людей, много денег и ресурсов – это не только нефть и газ, но и солнце, земля, красивые пейзажи, вода и сельскохозяйственный потенциал. Весь мир знает об этом. В одной программе про Казахстан я слышал, что здесь хорошее образование, – это действительно так? Тогда почему у вас все так плохо организовано? Почему вы не хотите сделать свою жизнь удобной? Я не могу пока судить о многом лично, но то, что успел заметить, в том числе организацию дорожного движения, качество дорог, пешеходных и велосипедных дорожек, доступ к туристическим местам – во всем этом не хватает профессионального подхода. Моя подруга говорит, что это потому, что вы молодая страна, вам просто нужно больше времени. Но я не согласен. По-моему, вы слишком расслабленны. Может быть, следующее поколение сможет изменить жизнь людей и сделать работу более эффективной?


Записала Юлиана Алексеенко

Источник фотографии

Поделиться: