«Прошлые жизни» Селин Сон — великолепный фильм о любви и иммиграции

I
ileru Автор
12 марта 2024

До казахстанского проката наконец добралась работа постановщицы Селин Сон «Прошлые жизни». Хотя фильм является дебютным для режиссёрки, он практически мгновенно стал хитом среди синефилов всего мира и принёс Сон целый ряд номинаций на всевозможных премиях, включая «Золотой глобус» и «Оскар». Премьера картины состоялась прошлой зимой на фестивале в Сандэнсе, а позже лента была показана на Берлинале. 

О том, почему первый полнометражный фильм Селин Сон срезонировал со зрителями всего мира рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев

Сюжет 

Двое мужчин и одна женщина непринуждённо общаются в баре. Публика не слышит о чём они говорят. Вместо этого мы наблюдаем за героями издалека, строя догадки, что объединяет этих персонажей. С нами эти догадки высказывает и некая влюблённая пара, с чьей перспективы мы смотрим на трёх воркующих незнакомцев. Эти невидимые голоса, находящиеся за кадром, будто олицетворяют зрителей, пытающихся связать наших протагонистов одной историей. 

Открывающая сцена завершается тем, что девушка поворачивается к зрителям и начинает пристально смотреть в камеру. Тут мы и погружаемся в начало истории, которое поможет нам установить связь между героями.

Далее фильм можно разделить на три части: детство девушки в Сеуле и иммиграция в Торонто, второй переезд в Нью-Йорк на учёбу и, наконец, замужняя жизнь. Первая часть рассказывает о зарождающихся романтических отношениях одноклассников На Ён и Хэ Сона. Невинная влюблённость 12-летних детей ещё не переросла в полноценную любовь, но всем окружающим, включая родителей двух школьников, понятно, что герои испытывают чувства друг к другу. Однако их идиллия быстро рушится, ведь мать На Ён говорит, что семья вскоре должна переехать в Канаду. Когда это происходит, На Ён меняет своё корейское имя на более вестернизированную Нору. 

Девочка взрослеет уже в западном обществе, идеально овладевая английским и вливаясь в тонкости канадской и американской культуры. Нора интегрируется в новый мир настолько сильно, что будучи студенткой она становится писательницей и переезжает в Нью-Йорк. С момента первой иммиграции прошло уже 12 лет, когда в жизнь Норы стучится её детская любовь Хэ Сон. Что примечательно, стучится он через пост в Facebook, в котором он пытается найти свою подругу На Ён. Воссоединившись в онлайн-пространстве, герои в каком-то смысле возобновляют романтические отношения, хоть и не проговаривают этого. Но расстояние в несколько тысяч километров не даёт покоя Норе, отчего она принимает решение прекратить общение.

Проходит ещё 12 лет. Нора замужем за среднестатистическим нью-йоркским писателем Артуром. Отношения между двумя героями можно назвать образцовыми, ведь они построены на взаимном уважении и доверии. Казалось бы, ничто не может разлучить супружескую пару. Однако тут на горизонте снова появляется Хэ Сон, решившийся наконец приехать в Америку, чтобы повидаться с Норой. Далее фильм уходит в абсолютно неожиданные размышления о любви, иммиграции и судьбе, которые достигают своего апогея в невероятно тихой и одновременно эмоциональной сцене в финале ленты.

Любовь

Работа Селин Сон не кричит о своих чувствах. От «Прошлых жизней» не стоит ожидать каких-то громких драматических эпизодов и активных ссор между героями. Вместо этого фильм предложит вам вымеренную и неспешную историю вполне реалистичной любви. 

Как говорит Артур в середине фильма, он мог бы стать идеальным антагонистом, находящемся на пути двух сердец. Но «Прошлые жизни» — это не типичная романтическая комедия. Поэтому Артур — это понимающий муж, который не препятствует встрече Норы и Хэ Сона. Точно также Нора — это не стереотипная героиня, готовая променять семейную жизнь, которую она строила годами, ради киношной истории любви. Оба персонажа проговаривают это, как бы объясняя зрителям, что их фильм не пойдёт по протоптанной жанровой дороге.

Поэтому вместо привычных атрибутов историй о любовных треугольниках зрители с удовольствием могут понаблюдать за тем, как Сон ломает устоявшиеся тропы, показывая более реальную картину мира. Оно и неудивительно, ведь постановщица частично основала сюжет «Прошлых жизней» на собственном опыте. Когда режиссёрке было 12, её родители также иммигрировали из Кореи в Канаду, где девушка закончила школа и университет, а позже переехала в Нью-Йорк. Что примечательно, даже её нынешний муж — это американский писатель по имени Джастин Курицкес. Именно пережитый опыт Сон позволил ей написать менее стереотипную историю, которая срезонировала с огромным количеством зрителей, которые, может, не переезжали из Кореи в Канаду и США, но проживали нечто похожее в своей жизни.

Иммиграция 

Ещё одна тема, которую Селин Сон блистательно раскрывает в фильме — это иммиграция. Даже спустя 24 года жизни в Канаде и США, Нора всё ещё остаётся иной для этого мира. Постановщица умудрилась показать эту дистанцию через множество практически незаметных, но оттого и более действенных сцен. К примеру, показательным является процесс прохода таможенного контроля на въезде в США. Хотя офицер задаёт вполне стандартные вопросы и это не приводит к какому-либо конфликту, зритель может почувствовать некое чувство тревоги со стороны Норы и напряжения со стороны таможенника. Он уточняет цель въезда в Америку, хотя героиня уже давно стала гражданкой этой страны и не должна объяснять причину своего возвращения. Для любого человека, хоть раз проходившего через подобные процедуры, такая сцена сразу вызывает воспоминания из собственной жизни.

Схожих деталей по фильму разбросано целое множество. Тут можно вспомнить и тот факт, что Артур ни разу не был у Статуи Свободы, хотя прожил всю жизнь в Нью-Йорке. В это же время Хэ Сон чуть ли не в первый день своего визита пошёл полюбоваться достопримечательностью. В диалоге между героями также раскрывается, что Нора была у Статуи несколько раз. Такая незначительная деталь в очередной раз подчёркивает насколько жизнь полноправного гражданина отличается от иммигранта или же просто туриста. Ведь Артур знает, что он может посетить Статую Свободы в любой момент, в то время как Нора, даже получив все нужные документы, ощущает себя иммигранткой. 

Наконец, связь Норы с Кореей — это один из лейтмотивов всего фильма. С одной стороны, героиня смогла интегрироваться в западное общество. С другой, она оставляет для себя несколько мостов в свою старую жизнь. Один из них — это уже упомянутый Хэ Сон. После первой встречи девушка говорит Артуру, что он очень «корейский». Этим описанием она одновременно отдаляется от Хэ Сона и приближается к своей культуре. Ведь далее она уточняет, что он заставляет её чувствовать себя одновременно более и менее «корейской». Чуть позже Артур скажет Норе, что та говорит во сне на корейском языке, в очередной раз подчеркнув неразрывную связь девушки с её родиной. 

Вывод

Во всех указанных примерах Селин Сон создаёт запоминающиеся сцены благодаря интересным деталям. Среди них едва заметные взгляды персонажей, неожиданные переходы с английского языка на корейский и какие-то короткие фразы, брошенные героями вскользь, но скрывающими целые пласты смыслов. Такой подход позволяет постановщице создать сюжет, к которому хочется возвращаться, каждый раз открывая для себя всё новые и новые детали. Поэтому «Прошлые жизни» — это очень зрелая работа. Фильм Сон идёт против устоявшихся конвенций традиционных романтических лент, при этом рассказывая сложную и одновременно универсальную историю.


Автор: Oraz Kereibayev

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше