Пятиминутный путеводитель по бензину

Производство бензина в Казахстане за последние 10 лет возросло на треть. В 2003 году производили 1 млн 841 тыс. тонн, в 2013 — 2 млн 688 тыс. тонн. Сейчас, когда наши заводы перерабатывают 14,5 млн тонн, мы импортируем около 1,2 млн тыс. тонн бензина и 400-500 тонн дизеля из России.

Число нефтеперерабатывающих заводов за последние 10 лет не изменилось и по-прежнему сводится к трем:  Атыраускому НПЗ (АНПЗ),  Павлодарскому нефтехимическому заводу (ПНХЗ) и Шымкентскому НПЗ («ПетроКазахстан Ойл Продактс», ПКОП).

«Весьма низким остается уровень выхода высокооктанового бензина при переработке нефти на отечественных НПЗ. Так, на ПНХЗ уровень выхода высокооктанового бензина в среднем составляет около 21%, ШНПЗ – около 11%, на АНПЗ выход бензина марки АИ 92 составлял всего около 4%. Следует подчеркнуть, что на АНПЗ более высокие марки бензина пока не производятся вовсе», — данные, озвученные на VII Международном симпозиуме KazRefinEx-2012.

Атырауский.jpgЗа все это время отечественный топливный  рынок сохранил зависимость от поставок  импортного сырья и бензина.  Так, в 2013 году доля российского ГСМ составляла 40%. Примерно к этому же моменту Павлодарский НХЗ полностью работал на западносибирской нефти, а Шымкентский НПЗ на 30%-50% был ориентирован на поставки нефти из РФ. Что же до казахстанских поставщиков сырья, то они предпочитали завышать его стоимость для внутреннего рынка. Например,  в мае 2012 года Павлодарскому НХЗ отечественная нефть обошлась в 530 долл. за тонну, тогда как российская смесь стоила 380 долл. за тонну. К 2003 году в стране действовало около 5000  АЗС,
а спустя десять лет их число сократилось примерно до 4300.

 

В этот же период произошло создание АО «ТД «КазМунайГаз» и расширение его розничной сети. В 2003 году она насчитывала 19 АЗС и за десятилетие увеличилась до 341 АЗС. Одновременно с этим нацкомпания приобрела актив в нефтепереработке за рубежом компанию The Rompetrol Group NV, получила контроль над двумя НПЗ в Румынии и увеличила розничную сеть за счет 630 АЗС в семи странах Европы.

«Настойчивое стремление НК «КазМунайГаз» и других отечественных бизнес-структур приобрести сеть НПЗ и АЗС за рубежом свидетельствует, что они мало озабочены ситуацией на внутреннем рынке и рассчитывают получать основную прибыль не отгружая сырье, а заправляя топливом машины европейских, турецких и т.п. потребителей», – из статьи экономиста Сергея Смирнова «Рифы бензинового моря», 2012 г. в «Эксперт Казахстан».

За исследуемый временной отрезок мировая цена тонны нефти выросла примерно в 3,7 раза (в 2003–м среднегодовая стоимость продукта марки «брент» составляла 28,9 долл. за баррель,  а в 2013–м 104,68 долл.).

  • В то же время цена литра бензина «ходовой» марки АИ-80 внутри страны повысилась в 2,2 раза, АИ-92 — в 2,5 раза, дизельного топлива — в 3,9 раза.
  • Для примера: осенью 2003 года оптовая цена на бензин марки АИ-80 составила 35,39 тенге, в розницу им торговали по 41-51 тенге.
  • А весной 2013 года государство установило предельные розничные цены на  АИ-80 – 89 тенге за литр, АИ-92 – 110 тенге за литр.

 

Добыча нефти, включая газовый конденсат, и ее экспорт тоже увеличивались. В 2003 году Казахстан добыл 51,4 млн тонн и экспортировал 44,3 млн тонн. Спустя десятилетие эти показатели уже 81,731 млн и 68 млн тонн соответственно.

На фоне наращивания объемов нефтедобычи, зависимости от импорта, отсталой переработки сырья и регулярного скачка цен на топливо обращает на себя внимание и 65-процентный рост числа авто. К 2003 году в Казахстане было 1 млн 280 тыс. машин, а к 2013-му их число перевалило за 3 млн 646 тыс.


Айнур Мазибаева