24 октября в рамках Esquire Club прошел закрытый показ картины Рашида Сулейменова «Зеркала». Мы публикуем некоторые фрагменты дискуссии, состоявшейся после просмотра.
Фильм «Зеркала» рассказывает историю одной группы автоворов. Отлаженная криминальная схема по кражам и сбыту зеркал дает сбой, когда один из воров убивает застигнувшего его автовладельца. Главная свидетельница преступления (Элизат Берикова) оказывается знакома с убийцей и всеми, кто замешан в схеме - с лидером группировки (Аян Отепберген) и его братом (Азамат Ашмакын) они учились в одной школе. Убийство вызывает волну трагических событий.
«Мы не имели права снимать фильм про смерть Дениса Тена»
«История, героями которой выступили бы автоворы напрашивалась давно, у меня у самого несколько раз снимали зеркала, - рассказывает Рашид. – Были какие-то идеи, мысли, но не буду врать - в сценарий все это сложилось только после трагических событий прошлого года, когда убили олимпийского чемпиона Дениса Тена. Ни юридического, ни морального права снимать фильм о погибшем чемпионе мы не имели, но поскольку нас как деятелей искусства и кинематографии глубоко тронула эта трагедия, мы решили воздействовать на автоворов через кино».
«Любая смерть страшна, но страшнее то, что эти преступления стали происходить легко, кража зеркал становится эпидемией и повседневным явлением. И если преступники не уносят жизнь известного человека, то все это остается в рамках в обычной криминальной хроники».
«Наш фильм – это вклад в борьбе за умы молодежи»
«Я откопал в Интернете статистику - только в Алматы работает около 3000 банд «зеркальщиков» и если они работают в группах по 2-3 человека, то получается, что сейчас, как минимум, 10 тысяч преступников, ходят по нашим улицам, - говорит режиссер. - Это страшно, ведь если правонарушитель будет загнан в угол, то он всегда применит оружие, будь то нож или пистолет. Проблему нужно решать комплексно и реагировать одними силовыми методами неэффективно. Просто сажать в тюрьму – это не решение, тем более, что все они переполнены, и гуманизация нашей уголовно-исправительной системы порой вынужденная мера».
«Нам нужна перезагрузка и в сфере юстиции, и в системе образования, и в социальной работе (особенно это касается ресоциализации бывших заключенных), да даже с сельским хозяйством! Современный кинематограф тоже должен вносить свою лепту. Поскольку наша картина ориентирована на молодежного зрителя, не только в больших городах, но и за их за пределами, мы считаем, что «Зеркала» - это наш вклад в борьбе за умы молодежи».
Имеют ли преступники право на исповедь?
«Кино - важнейшее из искусств, которое способно достучаться до любого. Ведь не каждый любит музыку, архитектуру, балет, живопись, а кино любят все, это самый массовый жанр, который точно дойдет до молодежной аудитории. Приглашая медийных звезд, мы не популяризуем образ преступников и не романтизируем его, а пытаемся привлечь внимание к проблеме со стороны самых широких молодежных масс. Пробуждая эмпатическую связь, а мы ведь понимаем разницу между симпатией и эмпатией, да? Так вот, пробуждая эмпатическую связь, разъясняя логику преступников и мотивацию, мы проводим зрителя через все драматургические перипетии и подводим к драматической развязке. Понимаете, все эти плакатные истины вроде «не убий», «не укради» не работают, если не пробудить эмоции».
«По зрителю нашего фильма всегда можно понять с какой он стороны баррикады - он тот у кого воруют зеркала, или же тот, кто это делает. Так вот, наш фильм ориентирован на тех, кто снимает зеркала, но о последствиях не задумывается. И если никак с этим не работать, то цифра – 10 тысяч молодых преступников, будет только увеличиваться. Мне кажется, наш фильм лучше работает на профилактику подобных вещей, чем любые другие меры. Ведь криминал, он как гидра, только «ликвидируешь» одного преступника, как на его месте «вырастет» другой. Хочу подчеркнуть, что «Зеркала» не заказ, это наша гражданская позиция по отношению к этому вопросу».
Почему главный герой фильма «Зеркала» в футболке с надписью «Opposition» и что это означает?
Вы застали меня врасплох с этим вопросом, я не вчитывался в надписи на футболках, честно говоря. Нет, мы не представляем этих ребят оппозицией, мы максимально ушли от этого и сняли картину так, чтобы она была правильно интерпретирована всеми сторонами: массовой аудиторией, прессой, властью. Зачем нам вступать в эту полемику и рисковать кинопрокатом? Мы избегали любых конфликтов.