Цирк – это всегда праздник, феерия красок и звуков, каскад захватывающих дух трюков и ощущения волшебства. Причем вне зависимости от возраста. Мы решили поговорить с одним из тех, кто это волшебство создает.

«Растяжка, акробатика, ушу». Что надо уметь артисту цирка
Источник фото

Роман Романов – акробат-жонглер, выпускник Пекинского Международного колледжа искусств II поколения, руководитель группы жонглеров Государственного цирка республики Саха (Якутия) имени Марфы и Сергея Расторгуевых. 

Сам он не из цирковой семьи. Но, по признанию артиста, цирк у них молодой, поэтому цирковых династий пока немного. Свой путь на манеж Роман начал еще в детстве.

«Сколько я себя помню, я всегда хотел стать артистом, выступать на манеже. И честно говоря, уже работая в цирке, я понимаю, что не вижу себя в другой профессии.

Готовиться начал с малых лет: акробатика, растяжка, шпагат, жонглирование. Мне это очень нравилось. Потом было цирковое училище в Китае. Учиться я туда поехал в 10 лет. Там нас сначала учили стоять на руках. Растяжка, акробатика. Ушу, но не как боевое искусство, а как гимнастика, как красивые движения. И, конечно же, были танцы. Это основа. Для всех.

Спустя год-два преподаватели начинают смотреть, какой жанр кому из учеников подойдет. Разумеется, у самих учеников тоже есть право выбора. Я выбрал жонглирование. И мы уже продолжили обучение каждый в своем направлении».

К слову, в одном из своих номеров, с которым группа Романа победила на Первом Международном цирковом фестивале Almaty Circus Festival, ребята показывают отпольное жонглирование.

«Классическое жонглирование – когда кидаешь вверх. Мы демонстрируем отпольное жонглирование. Я думаю, что оно более сложное из-за того, что пол неровный, а ковер мягкий, то есть мяч не отскакивает, и поверхность всегда двигается».

«Растяжка, акробатика, ушу». Что надо уметь артисту цирка

По признанию Романа самое сложное в его работе – дисциплина и трудолюбие.

«Работать приходится каждый день без выходных и праздников. Жонглировать, репетировать. Но в это втягиваешься. Привыкаешь. Честно говоря, во время тренировок и репетиций я себя чувствую отлично. А вот в выходные четко понимаю, что чего-то не хватает. Хочется что-то делать. Хотя бы обсудить номер с коллегами… Но выходной. Поэтому занимаюсь дома».

Среди обывателей существует стереотип, что цирковым артистом может стать любой спортсмен, который занимался, к примеру, спортивной гимнастикой. Однако, по мнению Романа, хорошая спортивная подготовка – это далеко не все.

«Спортсмены иногда приходят в цирк. У них хорошая физическая подготовка и в этом плане им несложно влиться в коллектив. А вот над артистичностью приходится работать. Артист цирка не просто показывает какой-то трюк. Он еще и играет. Это и мимика, и жесты. Нас этому учили. И мы этому продолжаем учиться всю жизнь».

«Растяжка, акробатика, ушу». Что надо уметь артисту цирка
Источник фото

Мыслей попробовать себя в чем-то другом у Романа никогда не было. Хотя он и получил два высших образования.

«Сейчас мне 30 лет. А работаю я уже 11-й год. Цирковые артисты, акробаты, как и в балете, работают 15 лет, а потом выходят на пенсию. То есть я уже скоро буду пенсионером. Но я не планирую сидеть дома и писать мемуары. Помимо работы я получил высшее образование. Во-первых, я могу преподавать физкультуру. Как и многие другие артисты, я закончил институт физкультуры. По второму образованию я культуролог. Выбор есть. Но я не понимаю, когда люди сидят в офисе целыми днями. Не представляю себя в этой роли. Так что не думаю, что когда-либо уйду из цирка. В конце концов здесь себя можно найти даже вне манежа. Например, можно заниматься постановкой номеров».

Поделиться: