На прошлой неделе состоялась долгожданная премьера шестого сезона «Чёрного зеркала». На этот раз зрителей ожидает пять абсолютно непохожих друг на друга эпизодов, события которых развернутся и в маленьком английском городке, и в бескрайнем космосе, и даже в телевизоре. По мнению многих критиков, представленные новеллы проигрывают историям из предыдущих сезонов, хотя шоураннер Чарли Брукер всё ещё находит интересные концепции для своей антологии. Esquire Kazakhstan кратко рассказывает о каждом эпизоде и темах поднятых в «Чёрном зеркале».

Роботы, демоны и Netflix: О чём шестой сезон «Чёрного зеркала»

«Джоан ужасна»

Шестой сезон открывает пост-модерновая новелла «Джоан ужасна», где главная героиня (Джоан) натыкается на одноимённый сериал. В нём она обнаруживает, что популярный стриминговый сервис Streamberry — местный аналог Netflix — создал целое шоу на основе её жизни. Вымышленное произведение драматизирует ежедневную рутину девушки, превращая среднестатистического менеджера в самую ненавистную звезду современности. Из-за неожиданно свалившейся публичности от неё уходит парень и её увольняют с работы. Вскоре с персонажем отказываются общаться старые друзья — ведь любое действие Джоан обязательно появится в телевизоре. Во время консультации с юристом женщине объясняют, что у Streamberry есть полное право на использование жизни Джоан для создания контента, ведь она дала своё согласие во время подписания пользовательского соглашения с сервисом. Сюжет становится ещё более сюрреалистичным (но столь напоминающим реальность) когда героиня узнаёт, что выдуманный сериал генерируется искусственным интеллектом, а вместо актёров корпорация использует лицевые модели знаменитостей. Как итог, наша протагонистка  решает пойти против Streamberry и уничтожить робота, ответственного за «Джоан ужасна». 

Netflix неспроста начал новый сезон с самокритики. Во времена забастовки сценаристов против использования искусственного интеллекта и бесконечных компьютерных моделей с лицами умерших актёров (тут можно вспомнить недавние примеры из «Звёздных войн» и «Флэша») эпизод об умном роботе, эксплуатирующим жизни реальных людей ради рейтингов становится как никогда актуальным. Более того, стриминговый гигант и сам ни раз был объектам упрёков из-за неделикатных адаптаций историй о маньяках. К примеру, отец серийного убийцы Джеффри Дамера собирался подать в суд на Netflix за их проект «Монстр». Поэтому решение шоураннера Чарли Брукера написать сценарий-рефлексию, где главным злодеем оказывается стриминговая платформа — это вполне интересное, хоть и в меру избитое творческое решение. Вымышленный сервис Streamberry появляется и в другом эпизоде шестого сезона, что в очередной раз напоминает нам о проблемах современной индустрии развлечений.

Роботы, демоны и Netflix: О чём шестой сезон «Чёрного зеркала»

Наша жизнь публична

«Джоан ужасна» сразу заявляет зрителям простую но важную идею: частной жизни больше не существует. Если в первом эпизоде из обычных будней девушки делают самый популярный сериал наших дней, то во второй серии по мотивам чьей-то личной трагедии снимают главный документальный фильм года. Мотив сезона продолжается и в третьей новелле, где персонажи, находящиеся в полной изоляции от людей, стали достоянием страны, а также мишенью для убийц. Своего пика тема публичной и частной жизни сезон достигает в четвёртой истории, рассказывающей о нескольких папарацци, потерявших какие-либо моральные принципы в погоне за сенсационными фото. Хотя все эпизоды отличаются друг от друга, тема публичности идёт белой нитью в течение сезона, что показывает насколько проблема незащищённости наших данных важна в современном мире. 

Роботы, демоны и Netflix: О чём шестой сезон «Чёрного зеркала»

Технологии — это не зло

Помимо размышлений о частной жизни шоураннер говорит о технологиях. Тут стоит напомнить, что словосочетание «чёрное зеркало» отсылает на экраны электронных девайсов. В представлении Брукера, технологии — это не зло, а инструмент. Истинным злом оказывается человек, использующий их. Тут можно сказать, что в названии сериала главным словом всё-таки выступает «зеркало», отражающее современное общество. События данного сезона разворачиваются как в будущем, так и в прошлом, лишь подтверждая постоянство людских пороков. А четвёртый эпизод и вовсе демонстрирует, что даже такая простая вещь как фотоаппарат может превратить человека в монстра. 

«Демон 79»

Отдельно хотелось бы поговорить о пятой новелле, выпущенной под знаменем «Красного зеркала». Как объяснял сам Брукер, такое решение вызвано тематической обособленностью серии от остального сезона и сериала в целом. Поэтому «Демон 79» не имеет ничего общего с технологиями. Вместо этого нас знакомят с потусторонним миром, ангелами и пророчествами. При этом история встраивается в мир «Чёрного зеркала» за счёт отсылок к событиям предыдущих сезонов. В течение 72 минут экранного времени создатели рассуждают о фрустрациях иммигрантов в Англии 1970-х. Делают они это через работницу обувного магазина Ниду, чьи корни восходят к Индии. Интересно, что со-авторской этого эпизода выступила Биша К. Али — британская сценаристка пакистанского происхождения. Помимо социально-политических тем, новелла пропитана страхом конца света и началом ядерной войны. Неспроста сезон заканчивается именно на данной серии, напоминая нам, что даже самый маленький (и обычно принижаемый) человек может повлиять на ход истории.

Роботы, демоны и Netflix: О чём шестой сезон «Чёрного зеркала»

Что не так с сезоном

Критики и зрители обратили внимание на множество проблем нового сезона. Основная претензия к проекту заключается в местами бессмысленных сюжетных поворотах. Наибольшую ярость вызвал четвёртый эпизод «Мейзи Дей», неожиданный твист которого вызвал недоумение у аудитории. На сайте Rotten Tomatoes серия показала один из худших рейтингов за всю историю сериала. При детальном рассмотрении «Мейзи Дей» можно понять все подтексты, скрывающиеся за финальными десятью минутами новеллы. Однако сумбурность происходящего на экране скорее всего оттолкнёт зрителя от данного упражнения. 

Желание Брукера шокировать людей также сыграло с ним злую шутку и в «Джоан ужасна», и в последующем «Лох-Генри». Поэтому многие критики разошлись во мнении касательно этих эпизодов. Несмотря на это, шестой сезон всё ещё может похвастаться интересными концептами и неожиданными параллелями с реальной жизнью. Поэтому зрителям стоит оценить пять выпущенных новелл и в очередной раз ужаснуться от того, что скрывает за собой чёрное зеркало.

Роботы, демоны и Netflix: О чём шестой сезон «Чёрного зеркала»

Автор: Oraz Kereibayev

Поделиться: