Народная артистка Казахстана, Алматы, 66 лет
Дом – это место, в котором я по-настоящему живу. Здесь я провожу основную часть жизни – человеческую, женскую, материнскую.
Еще в школе я была солисткой, была звездой, на всех концертах я пела и каждый раз старалась к каждому концерту приготовить какую-то новую песню. И все от меня этого ждали. Я была очень музыкальная и этим отличалась от всех.
Когда я победила на всесоюзном конкурсе «С песней по жизни», одним из членов жюри была Алла Борисовна Пугачёва. Потом мы встретились как-то на гастролях в Ташкенте. Я пришла на её концерт, зашла за кулисы в гримёрку, а в это время ташкентское телевидение снимало про неё фильм. Она увидела меня и говорит: «Зачем вы меня снимаете? Вот снимите Розу. Она молодая звезда, только что стала лауреатом!». А я была на тот момент приезжим гастролёром, поэтому мне было приятно от неё такие слова услышать.
В 1975 году я участвовала в республиканском конкурсе, выступала с большим оркестром. Там оказался Таскын Окапов. Он сидел, слушал внимательно выступающих и услышал меня. Для него я была открытием. После конкурса случилось приглашение в Алма-Ату. Я приехала в качестве солистки, работала в ансамбле «Гульдер».
Таскын Окапов – человек высокой культуры, профессионал, дирижировал во многих конкурсах. Сам писал аранжировки и весь мой конкурсный репертуар на большой оркестр. Поэтому мы друг друга дополняли. Он как дирижер, я как солистка.
После развала СССР творчество никогда не останавливалось. Концертная жизнь не останавливалась. Выплаты после разлома СССР проходили по-разному, где-то перечислением, где-то с задержкой, где-то бартером. Самое главное – творчество не остановилось.
Два сына – два крыла. Они уже взрослые, и у них есть своя точка зрения, свои задачи. У каждого свое направление в музыке. Я наблюдаю за ними, и мне всегда интересно за ними смотреть.
Мне хочется сделать новую музыку, в первую очередь, конечно, со своим сыном. Потому что если он напишет такую музыку, то он же со мной будет работать. Он меня будет подтягивать и учить, потому что я немного другого направления певица, и мне хотелось бы попробовать что-то новое.
Для того чтобы современная музыка нравилась, её нужно часто слушать. То, что делают мои сыновья, мне нравится, потому что мы рядом, и я постоянно их прослушиваю. Они прежде всего профессиональные музыканты. Аранжировки и в смысле нотного материала – это всё правильно, но я думаю, что это течение сегодняшней моды. Они этому следуют, они в этом живут, они в этом мире крутятся, общаются между собой. Но всё-таки у моих сыновей есть примеры, это мировые звёзды, такие как Стиви Уандер, Бенсон.
Я слушаю много музыки разного направления, но отдыхаю на классике. Чайковский, Рахманинов – это моя душа.
Я не различаю рок-музыку, джаз-рок, чисто классический джаз или просто поп-музыку. Музыка просто должна быть красивой. И классическую музыку я слушаю много, и народную. Для меня важно настроение музыки и хорошее исполнение.
Я не скажу, что я каждый день занимаюсь вокалом. Со временем голос устает от длительных гастролей. Обязательно нужна пауза, чтобы голос отдохнул. Так же как и весь организм. Я только вернулась с недельных гастролей. Однако мы, профессионалы, всегда сразу входим в форму. Например, я вчера в студии две песни после дороги записала.
Для того чтобы слушать классику, уже с первой ноты ты обязательно должен представить картину. Представить, где это происходит и в какое время. Представь эту картину, характер, настроение и войти в эту картину, и ты будешь там жить, в этой музыке.
У женщины, по-моему, немного другой график. Мужчина сходил на работу и после работы свободен. А у нас, женщин, помимо основной работы забот много. Такие уж мы есть.
Все, что я делаю для себя и для своей семьи – это не труд, это не проблемы. Это я делаю от души, с любовью. Получается, в общем-то, что женщина живет, наверное, нуждами своих детей и близких. Это наша природа, наша материнская и женская доля.
Какую музыку слушаю? Мне нравится, конечно, когда живая команда, живой солист, живая энергетика. Она держит всю локацию одна. Удивляюсь её энергетике, её умению концентрировать всех зрителей на себе и умение делать шоу. Два часа в движении, в танце и в пении. Это дорогого стоит.
Я думаю, что молодые исполнители в своём направлении убедительны. Они убедили публику и заинтересовали её. Это новое звучание, новая музыка, новое направление – они к этому пришли уже осознанно, подготовленные. Значит, они нашли свой путь.
Мы в основном варимся, так сказать, в своем соку, и приезд россиян или каких-то европейцев вносит что-то новое в нашу жизнь, новые краски. Мы этому очень рады, потому что мы должны учиться у тех, кто вперёд ушел в этой индустрии. Мы у них должны учиться, изучать какую-то новую стилистику, новое направление и пользоваться тем, что они приехали к нам, и сотрудничать.
У меня возраст, но я слежу за собой и хочу выглядеть всегда хорошо. Я над этим работаю и поддерживаю то, что у меня есть от природы. Но с этим нельзя перебарщивать, иначе можно все испортить.
Моя задача – держать ту планку, которую я когда-то себе поставила. Быть всегда достойным артистом, достойным исполнителем своего слушателя, за этим публика идёт на мои концерты.
Это мой принцип – петь только живьём. Петь не в угоду зрителю, а выдавать интересную музыку, сказать новое слово на сцене.
Я счастливая мама, я счастливая артистка эстрады, я пропела 50 лет на профессиональной сцене. Хочется продолжить эту жизнь и всегда держать форму.