Сакен Сейфуллин – одна из виднейших фигур казахской истории начала ХХ века. Он – уникальная личность среди представителей своего политического поколения. Его жизнь пришлась на революционные годы, когда на авансцену политической жизни Казахстана впервые в истории вышла национальная интеллигенция. В ее рядах Сейфуллин всегда выделялся и был отчасти чужим среди своих.
В старом центре правобережья Астаны трудно не заметить маленький деревянный домик, словно чудом сохранившийся тут в годы бурных застроек. Дом этот еще в середине XIX века построил самарский купец Казанцев, но в памяти астанчан этот дом навсегда связан с жизнью и деятельностью Сакена Сейфуллина.
В начале 1920-х годов в здании квартировало много советских учреждений, в одном из которых и работал Сейфуллин: тут находилась комиссия по территориальному размежеванию, которую он возглавлял. Увы, не удалось установить, в каком из кабинетов работал Сакен. Но в чем точно нет недостатка в этом музее, так это в экспонатах: произведения Сакена Сейфуллина, изданные после его реабилитации, сувениры, выпущенные к юбилейным датам, подарки. Огромная часть коллекции собрана вдовой поэта Гульбахрам Сейфуллиной.
Сумев сберечь множество личных вещей во время обысков, вдова передала их исследователям творчества поэта. А те, в свою очередь, передали коллекцию в фонд музея в год его открытия в 1988 году. Коллекция пополняется до сих пор. Из подмосковного города Красногорск привезен документальный фильм "Турксиб открыт". Фильм из двух частей снял в 1930 году режиссер Абрам Роом, он посвящен торжественному открытию железной дороги. На уникальных кадрах хроники запечатлен Сакен Сейфуллин – это одна из немногих киносъемок поэта. Есть здесь и печатная машинка, подаренная Левоном Мирзояном, фисгармония возлюбленной Сакена, учительницы музыки Нины Мокиной. А также первые издания книг поэта, редкие фотографии, и, конечно, множество документов, связанных с жизненным путем Сейфуллина.
Открывается музейная экспозиция комнатой, посвященной периоду его детства. Сакен родился в обычной кочевой казахской семье. И, возможно, разделил бы участь миллионов своих сверстников, если бы остался обычным крестьянином-шаруа, как отец и все его предки. Но слишком любознательным был маленький Сакен, проявлял интерес к учебе и живо интересовался происходящим вокруг. А происходило много чего.
Например, не прошли мимо 11-летнего Сакена грозные события революции 1905 года. Он, в частности, стал свидетелем стачки рабочих на Нильдинском медеплавильном заводе. Сейчас это село Успенское в Шетском районе Карагандинской области. Сейфуллин жил в одном из аулов близ завода. Это повлияло на мировоззрение Сейфуллина, у которого вплоть до конца жизни идея справедливости стала главенствующей.
В экспозиции, посвященной первым годам жизни Сейфуллина, есть много фотографий старого Акмолинска, иллюстрирующих жизненные вехи Сакена.
Первое образование он получал в начальной русско-казахской школе, а потом - в Акмолинской церковно-приходской школе. Сегодня кажется удивительным факт, что казахские дети в то время учились в школах при православных церквях. Но на рубеже XIX-XX веков такое образование считалось и хорошим, и доступным. И те родители, кто желал дать детям хорошее образование, отправляли их в церковно-приходские школы. Когда-то их стали открывать с миссионерскими целями – обращать казахов в православие. Но уже к концу XIX века российские власти от этого отказались и брали туда учиться всех желающих. В такой школе, в частности, учился и будущий лидер Туркестанской автономии Мустафа Чокай.
А Сейфуллин, окончив приходскую школу, поступил в Омскую учительскую семинарию.
Именно в Омске постепенно сформировались его социал-демократические убеждения. В этот период большое влияние на него оказал писатель-революционер Феоктист Березовский. Тогда же Сейфуллин впервые попробовал заняться и профессиональным литературным трудом. И его почти сразу ждала удача – в 20 лет в Казани опубликовали первый сборник стихов «Минувшие годы».
Довершило формирование его мировоззрения восстание казахов в 1916 году. С тех пор идеи Сейфуллина формировались вокруг двух постулатов – социальной справедливости и восстановления прав казахов. В отличие от многих своих современников, он не вступил в партию «Алаш», хотя много печатался в их газетах и журналах – «Казах» и «Айкап». Сблизившись с представителями леворадикального крыла казахской интеллигенции Алиби Джангильдиным, Тураром Рыскуловым, Сейфуллин вдохновился идеями социальной революции. В ней он видел путь к освобождению, модернизации и духовной эмансипации казахского общества, застрявшего в феодализме. К идеям «Алаша» о тюркском единстве, о либерализации западного толка Сейфуллин остался холоден. Лидеры Алаша Алихан Букейханов, Ахмет Байтурсынов, Миржакып Дулатов и другие тоже с недоверием относились к Сейфуллину, поэтому не включили в его список кандидатов в депутаты Учредительного собрания. Также Сейфуллин не участвовал во Всеказахских съездах весны-лета 1917 года.
В отличие от алашевцев, Октябрьскую революцию Сакен Сейфуллин приветствовал. Твердо встав на сторону «красных» в Гражданской войне, побывав в колчаковских застенках в Омске, в акмолинских вагонах смерти атамана Анненкова, он так и не смог простить алашординцам их идейных лавирований. Ведь изначально они строили союз с белыми, и, лишь сойдясь с большевиками по вопросу автономии, перешли на их сторону. Такой оппортунизм Сейфуллин считал проявлением слабости.
Вообще, масштаб личности Сейфуллина поражает. Ведя педагогическую деятельность, он успевал профессионально заниматься литературой и политикой. И ему это удавалось весьма успешно. Сейфулин читал лекции по казахской литературе в высших учебных заведениях - в Кзыл-Ординском институте народного образования, Ташкентском педагогическом институте, Алма-Атинском педагогическом институте им. Абая, был ректором Кзыл-Ординского института народного образования.
Он руководил созданием писательской организации республики, возглавлял редакцию журнала "Адебиет майданы". Большую работу проделал в качестве члена комиссии по организации первой декады казахской литературы и искусства в Москве в 1936 году. А его роман «Тернистый путь» прославил его среди читателей всего СССР.
При этом обвинять Сейфуллина в тотальной лояльности Москве и непатриотизме тоже нельзя. Именно он в 1923 году на посту председателя Совнаркома Казахской АССР поднял вопрос о том, чтобы раз и навсегда покончить с использованием в отношении казахов этнонима «киргизы» и «киргиз-кайсаки».
"Каждому казахскому гражданину нужно прекратить называть себя «киргиз», необходимо почаще говорить «казах, казах», чтобы это слово стало привычным для слуха других народов. Центральное правительство Казахстана должно прекратить использовать слово "киргиз" и должно издать указ (декрет) о применении слова "казах" при названии народа".
Надо сказать, власти это услышали, и с 1924 года в официальной советской документации казахов перестали называть киргизами, а непосредственно киргизов – кара-киргизами.
Отдельные залы в музее посвящены политической и литературной деятельности Сакена Сейфуллина. Есть тут фотографии первого съезда советских писателей в Москве в 1934 году. Для Сейфуллина это мероприятие было знаковым. На съезде он возглавлял казахскую делегацию и в своем выступлении отметил, что многие русские литераторы по привычке относятся к степным народам свысока, по-барски, и что этому следует положить конец.
При этом Сейфуллин до конца оставался преданным идеям социализма и искренне верил в построение нового общества. Это еще более обострило его отношения с представителями «алашевцев». В 30-е годы те давно уже пребывали в опале, а Сейфуллина считали карьеристом и конформистом. Увы, террор конца 30-х не пощадил ни тех, ни других. И если идейные оппоненты были, в общем и целом, готовы к трагической развязке, то для Сейфуллина это стало полной неожиданностью. Еще бы – в 1936 году в Алма-Ате торжественно отмечали 20-летие творческой деятельности Сакена, наградили его орденом Трудового Красного знамени. А спустя всего год последовал арест и почти сразу – расстрел. В музейной экспозиции представлены и ордера на арест, и приговор, и справка о реабилитации Сейфуллина.
Впрочем, искренняя вера в новый строй позволила в годы оттепели вернуть имя Сейфуллина из небытия. В то время как потомки его оппонентов-алашевцев добились этого только в годы перестройки. Время уравняло их и воздало по заслугам всем репрессированным вне зависимости от политических взглядов.
Немало сказано в музее и о его личной жизни. Сейфуллин был женат дважды. Первый раз на дочери татарского купца – Рахиме Халфиной, но брак долго не продлился. Второй брак с Гульбахрам Батырбековой подарил Сакену двоих детей, но назвать его полностью счастливым тоже едва ли можно. Первая дочь Лаура умерла в младенчестве, а сын Аян тоже скончался маленьким во время перевоза в «теплушке», когда его с матерью этапировали в АЛЖИР.
За свой недолгий век (Сейфуллин прожил неполных 44 года) Сакен успел очень многое. Он разделил судьбу многих современников, и, как это часто бывало с великими, короткая жизнь компенсировалась громкой славой у потомков.
Автор: Константин Козлов
Фото: АПН