Лишить страну политической грамотности сегодня можно липовой свадьбой Байзаковой и двумя хомячками в аквариуме. Карим Кадырбаев рассуждает о том, как резиденты Salem Social Media выступили амортизатором между властью и народом.

Salem Social Media вайнеры Казахстан общество мнение лидеры пранки видео деньги

Я очень хорошо помню март 2019-го, когда страна проснулась со свежефотошопленным президентом и стремительно переименованной столицей. Обессиленные произволом властей пользователи соцсетей не знали, куда направить свой гнев и первую волну удара приняли на себя популярные блогеры. Отовсюду слышалось «А где ваш хваленный несгибаемый Шланг?» (Алишер Еликбаев. – Esquire) или «А почему топовый плагиатор всея казнета отмалчивается?» (Ержан Рашев. – Esquire).

Тогда мне казалось, что претензии вообще не по адресу. Отмолчались и отмолчались. В конце концов, каждый гражданин страны имеет право на свою политическую позицию… или ее отсутствие. Сейчас я понимаю, что пытался оправдать для себя людей, которые просто не получили никаких инструкций по дальнейшим действиям в сложившейся ситуации, а экстренного плана на такие случаи не было ни у кого. Ну не уходил при них никогда президент с поста. Учитывая, что весь МСБ, за счет которого и кормятся топовые блогеры, у нас так или иначе завязан на ком-нибудь из «Акорды», проявление какой-либо инициативы равнялось финансовому самоубийству.

Где-то параллельно прошел форум, посвященный «Году молодежи», а лидер нации громко говорил (и продолжает говорить) о том, что власть нужно передавать молодому поколению. Почему при этом к присяге был приведен человек пенсионного возраста, а не был экстренно подготовлен кадр, хоть как-то подпадающий под определение «молодежь», не совсем понятно. Видимо, мы только города-миллионники умеем быстро переименовывать.

Но вернемся в день сегодняшний. За две недели до выборов ситуация в медиаполе обострилась. Топорные ответы предвыборных штабов «Нур-Отана» и партии «Ауыл» на движение «Мен ояндым» смотрелись забавно, нападки на политических активистов при помощи «разоблачительных видео» (ах, Азимбаева, оказывается, живет в особняке родителей и транжирит деньги, ах, Мусина-то матерится, как сапожник) выглядели беспомощно. Но худо-бедно, все это выглядело хотя бы блеклой пародией на политическую борьбу.

И тут внезапно активизировался продюсерский центр (лейбл, компания, не знаю, как еще это назвать) Salem Social Media. Появившаяся в конце прошлого года, как черт из табакерки, фабрика по производству видеоконтента поначалу казалась новым игроком на рынке медиа. Но подозрения, что за SSM есть нечто большее, чем освоение рынка социальных сетей и видеоплатформ, появились после того, как выяснилось, что большая часть уже раскрученных команд в Instagram и YouTube подвязались с ними на сотрудничество.

«Их всех купило государство!» – мысль из разряда теории заговоров. Согласен. Да, господи, любой взрослый человек понимает, что вайнеры и ютуберы пилят контент для малолеток и никакого влияния на политическую игру не имеют. Да? Не совсем.

Примерно за неделю до выборов в моей ленте на YouTube всплыло интервью генерального директора SSM Александра Аксютица с Бейбитом Алибековым. Если сорокаминутное интервью сжать до короткого диалога, то получится примерно следующее:

Бейбит: Вы же не государственный проект?

Александр: Нет, что вы?

Бейбит: Ну да. Но вы же точно не государственный проект?

Александр: Конечно, нет.

Бейбит: Ну и в завершении нашего интервью хотелось бы узнать, вы точно-точно не государственный проект?

Александр: Совершенно точно.

Бейбит: Ну вот я и убедился, что вы точно не государственный проект.

И вот, может быть, это опять паранойя, но складывается ощущение, что все это интервью только и создавалось для того, чтобы бывший руководитель пресс-службы партии «Нур-Отан», бывший директор государственных телеканалов, рассказал о том, как взял и по велению сердца, не пользуясь никакими связями во власти (и это самый главный месседж Аксютица), открыл довольно крупнобюджетный медиаресурс. И тут же (чудеса-то какие!) нашел деньги у компании, которая не знала, куда бы эти деньги долгосрочно вложить без всякого выхлопа в ближайшие годы. По поводу выхлопа – не мои домыслы. На проектах SSM, по словам Аксютица, нет и не будет рекламной интеграции в ближайший год.

Вы верите в такое счастливое стечение обстоятельств? Нет? Тогда давайте рассмотрим вариант, который больше похож на правду. Просто предположим, что Salem Social Media был создан по заказу откуда надо. И тут возникает вопрос: причем тут блогеры и вайнеры?

Да при том, что во времена отмирания классических СМИ, в число которых, к сожалению, входят и информагентства и новостные порталы, чуть ли не единственным источником, которому доверяет аудитория, становятся блогеры. Те самые, которые в открытую торгуют на рынке охватом и числом подписчиков и продают все – от чипсов до политических взглядов.

И тут мы возвращаемся к теме «отмалчивающихся блогеров». Что по сути сделал SSM на рынке YouTube и Instagram? Он выступил в качестве политического амортизатора.

Что? В стране недовольство внеочередными выборами? А давайте мы запустим абсолютно вторичное шоу про людей за стеклом, которое мы топорно сперли с шоу Big brother, изжившего себя в Европе лет 20 назад. Маловато? Тогда мы возьмем самого хайпового и раздражающего элемента в соцсетях и сделаем еще один нелепый социальный эксперимент с фейковой свадьбой. Забавнее всего, что эту самую «свадьбу» назначили за два дня до выборов, а на следующий день Байзакова дает интервью тому же Алибекову. На момент написания этого материала запись была просмотрена более 170 тысяч раз. И это в уик-энд, когда вся страна, казалось бы, озабочена выборами.

Идиотские пранки, несмешные вайны, наивные социальные ролики – все это SSM делает исключительно ради того, чтобы снизить градус напряженности в обществе. И блогеры с вайнерами, которые и без того торгуют аудиторией, возможно, сами того не осознавая, все-таки эту самую аудиторию продали.

Нет, их не просили топить за «нужного» кандидата или разоблачать политических активистов. Для этого они слишком няшные, белые и пушистые. Их просто попросили не иметь никакой политической позиции. Вообще. И открыто транслировать это своей аудитории. У вас тут выборы? Переименование столицы? Вбросы голосов? А, сорри, мы все на финале Лиги чемпионов по футболу, а еще на свадьбе Байзаковой, и вообще заняты мы.

И все это не выглядело бы так кощунственно, если бы менеджеры того же Yuframe и других вайнеров не раздавали интервью, где называют себя «будущим Казахстана и новыми лидерами страны», а сами вайнеры не шатались бы по встречам с Елбасы и не называли его «главой государства».

А теперь давайте вернемся к теме «пилят контент для малолеток». Вот именно! В сложившейся ситуации блогеры и вайнеры учат новое поколение аполитичности. Не вмешивайся в дела страны, не лезь, там без тебя разберутся. Лучше посмотри, как два взрослых хомячка в аквариуме в самом центре Алматы пытаются заработать очки, выполняя задания. Это же весело. Плевать, что двумя кварталами выше от этого самого аквариума твоих сверстников долбят дубинками и загружают в автозак. Засыпай, казах! Выборы закончились, а мы с тобой всегда на связи.

P.S. Где-то в параллельной Вселенной (на самом деле в соседней стране) топовые блогеры и деятели искусства выступают за освобождение журналиста «Медузы» Ивана Голунова. Видимо, наши блогеры не в курсе очень простых тезисов:

а) творчество не может существовать вне политического и социального контекста;

б) если ты не занимаешься политикой, политика занимается тобой.

P.P.S. Уже после того, как материал был отправлен на публикацию, в Instagram всплыл ролик одного из резидентов Salem Social Media Жеки Fatbelly, где он как бы оправдывается за то, что все это время отмалчивался, что струсил, что вообще контент пилил, чтобы маму порадовать. Хорошая попытка! Ждем явки с повинной от остальных.