Виталий Шитнев — арт-директор и 3D-художник, который больше 17 лет сотрудничает с мировыми брендами и создает произведения цифрового и рекламного искусства. Виталий родился в Минске, открыл в Беларуси собственную дизайн-студию, затем переехал Москву и построил карьеру в Young&Rubicam и «Радуга Дизайн». А потом оказался в США — стране контрастов, дедлайнов, которые не горят, профессионального роста и нетворкинга. 

«Самое ценное — увидеть перед собой картину, которая существовала только в твоем воображении»: Виталий Шитнев — о карьере 3D-художника и индустрии дизайна

Виталий рассказал о начале творческого пути, профилактике выгорания и навыках, которые помогают находить карьерные предложения.

Виталий, расскажите, как началась ваша карьера? Кажется, ваше студенчество пришлось на то время, когда диджитал только-только входил в нашу жизнь.

 Я закончил факультет дизайна Белорусской Академии Искусств. Это действительно было то время, когда все только начиналось: развитие цифровых технологий, Web 1.0.

На третьем курсе устроился графическим дизайнером в небольшую компанию. Она специализировалась на мультимедийных презентациях для бизнеса. Я ничего об этом не знал, но что-то придумал для собеседования, как это часто случается с первой работой. Работал каждый день после учебы, изучал Adobe Photoshop и Corel Draw. Дипломную работу одним из первых в Академии собирал на ПК, в цифровом виде.

После вуза работал еще в паре компаний, которые занимались производством  мультимедийного контента. А затем вместе с друзьями основал дизайн-агентство «Чердак». Нас быстро начали узнавать на рекламном рынке Минска. Через 1,5 года мы уже работали с крупными клиентами, например, креативили для белорусского мобильного оператора Velcom.

А когда вы решили оставить бизнес и переехать в Москву?

Дела у «Чердака» шли неплохо, но в какой-то момент мне захотелось двигаться дальше — работать с крупными международными брендами, крутыми задачами, большими бюджетами. Так и появилось решение о переезде.

 Сразу скажу, найти себя на новом месте получилось не сразу — нужно было знакомиться с рынком и людьми, заново строить деловую репутацию.

«Самое ценное — увидеть перед собой картину, которая существовала только в твоем воображении»: Виталий Шитнев — о карьере 3D-художника и индустрии дизайна

Что вам помогало?

Опыт — я хорошо знал рабочие процессы в различных областях дизайна. А еще отлично работал в команде: умел делиться этим опытом, вдохновлять. В целом, нетворкинг и коммуникации много значат в индустрии дизайна.

На второй год в Москве я занял должность арт-директора в международном агентстве Young & Rubicam, вел бренды LG и Балтика, разработал рекламную кампанию для Билайна. Это был незабываемый опыт работы в большой команде, съемок, общения с клиентами.

В то время я серьезно увлекся моушн-дизайном и 3D-анимацией — и получил оффер на должность арт-директора в «Радуга Дизайн», которая занималась производством видеоконтента для ивентов и видео мэппингом. Это была новая для меня сфера, но световые шоу и мэппинг меня настолько завораживали, что я, не задумываясь, согласился.

Что самое интересное вам доводилось делать в Москве?

Если вспоминать любимые проекты, то это однозначно была работа с Departament и Sila Sveta. Мы делали контент для лончей новой модели AUDI Q7 и Porsche 911 Carrera в Центральном Манеже, космическую инсталляцию для AUDI A4 и VR-релиз Audi Q7 в музее «Гараж» — первый автомобильный дебют, который прошел в виртуальной реальности. 

Концепция презентации строилась на идее полного погружения в мир дизайна Audi, встрече воображения с технологиями будущего. Гостей приглашали в интерактивную зону установки, оборудованную VR — в настоящее виртуальное путешествие. 

Это была творческая коллаборация Sila Sveta, Departament и Interactive Lab. Я был арт-директором со стороны Department, принимал участие в создании концепции и визуальной части пространства. Релиз получил 6 премий на Event of the Year 2015, EVENTEX 2015 и Silver Mercury 2016. 

Еще один важный для меня проект — интерактивная активация More Than a Sign, которую мы сделали с командой Y&R и Simpatika Studio. 

Активация проходила на парковке в крупном ТЦ. Мы установили проекторы на местах для инвалидов и выводили голографическое изображение на экран, невидимый для человеческих глаз.

Скрытые камеры проверяли наличие стикера об инвалидности на лобовом стекле автомобиля. Если стикер не был обнаружен, проекция инвалида появлялась перед водителем.

Взаимодействие водителей и голографий фиксировали скрытые камеры — затем мы собрали онлайн-видео. Ролик посмотрели больше 350 000 зрителей, 5098 человек подписали петицию о повышении наказания за неправильную парковку. Проект вызвал обсуждения по всему миру — о нем рассказывали Первый канал РФ, People, USA Today, GLOBO, Euronews, Huffington Post. Активация получила один серебряный и два бронзовых Каннских Льва, серебро и золото на Epica Award и бронзу на Clio Awards.

«Самое ценное — увидеть перед собой картину, которая существовала только в твоем воображении»: Виталий Шитнев — о карьере 3D-художника и индустрии дизайна

Кажется, карьера складывалась успешно. И все-таки вы решили перебраться в США?

Первый раз я оказался в Америке еще студентом — приехал по программе Work and Travel. После серого Минска мне казалось, как будто контраст и яркость окружающего мира выкрутили на полную. Образы из фильмов стали реальностью. Меня очаровал этот плавильный котел: разные культуры, совершенно не похожие друг на друга люди, возможности, которые повсюду перед тобой открываются.

В конце 2017 года я переехал в Лос-Анджелес уже надолго. Почти сразу устроился в студию Watson DG и принял участие в нескольких медийных проектах для фильмов Death of Stalin, Christopher Robin, Flower —  в качестве моушн-дизайнера. Так начался мой творческий путь в США.  

Здесь одним из любимых проектов стала проекция для баскетбольного чемпионата, которую мы делали с Famos Group. Показывали ее в полуфинале Турнира по баскетболу Final Four среди мужчин NCAA 2019 года — это такое масштабное событие в мире американского спорта.

А сейчас я работаю арт-директором бренда Pregmate. Одно из направлений нашей работы — разработка информационных и обучающих материалов, которые помогают женщинам ответить на важные вопросы о здоровье. В 2023 году мы запустили проект Ovulation Explained — с помощью 3D-графики визуализировали основные процессы, которые происходят в организме во время овуляции и зачатия. 3-минутный ролик взял гран-при на NYX Award 2023 в категории «3D-анимация» и платиновую награду MUSE Award 2023 — в категории «Медицинское видео».

«Самое ценное — увидеть перед собой картину, которая существовала только в твоем воображении»: Виталий Шитнев — о карьере 3D-художника и индустрии дизайна

Как бы вы описали разницу рынков США, России, СНГ? Индустрия дизайна очень отличается?

Я бы назвал рынок США более структурированным. Я работал в компаниях, где большое время уделяется тайм-менеджменту проекта — и это здорово. Это то, чего мне очень не хватало в Москве.

Там всегда сроки были горящими, всегда ты что-то не успевал, потому что до тебя проект проходил через сложные процессы: согласования, предоставление материалов. Дизайнеры, как люди, которые работают на последних этапах, часто оказывались в ситуации, когда сроки уже серьезно поджимают. Приходилось не спать сутками, чтобы закончить проект вовремя.

В США продюсеры и менеджеры очень уважительно относятся к времени дизайнеров, досконально просчитывают тайминг — здесь просто не бывает авралов. 

И сами дизайнеры, кстати, хорошо умеют разделять рабочее время с личным. После 6–7 вечера начинается личное — и ничего, кроме двойной оплаты, не заставит человека остаться в офисе подольше.

Работу в ивент-индустрии можно назвать эмоционально напряженной, очень динамичной. Вы когда-нибудь чувствовали выгорание?

Я всегда старался отдыхать между проектами. Очень рекомендую путешествовать: хотя бы просто сменить город, съездить в соседний.

А еще очень полезно чередовать работу. Например, на одном проекте побыть в роли дизайнера, а на другом — взять на себя задачи продюсера, разобраться, как работают новые для тебя процессы.

Так ты не будешь уставать и сформируешься, как профессионал. Точно сможешь выбирать именно то, что тебе нравится. На современном рынке важно быть разносторонним, пробовать разные сферы в своей отрасли.

Что бы вы назвали самым привлекательным и самым сложным в работе дизайнера?

Самое сложное — это в ней остаться.

Часто, когда ты начинаешь работать с технической частью, сталкиваешься с невероятным количеством трудностей. Думаешь, что это не про тебя, ты не разберешься. Нужно иметь силу воли: когда у тебя что-то не получается, бывает тяжело продолжать это делать. Но оно того стоит.

А самое ценное — это, конечно, результат. Когда ты видишь перед собой картину, которая существовала только в твоем воображении — буквально воплощаешь ее в жизнь.


Автор: Катя Чистякова

Поделиться: