Главный редактор Esquire.kz Гульнара Бажкенова, полетав по Соединенным Штатам Америки, вынесла для себя принципиальную разницу в работе американских и казахстанских авиаторов, о чем решила поделиться с читателями.

Самолет, аэропорт, Америка

Соединенные Штаты Америки – большая страна с активным населением и свободным рынком. И конечно же, в такой стране не может не быть широкой разветвленной сети внутренних авиалиний. В общей сложности потребность американцев в быстром передвижении удовлетворяют 66 авиакомпаний – регулярных и чартерных, дорогих и бюджетных, курсирующих по всей стране или какому-то одному региону и даже направлению. Некоторые из них заключают между собой малопонятные, да и не обязательные для понимания простого пассажирасоглашения о connections, и тогда, например, Дельта выполняет рейс для Американ Эйрлайнс. На других, как в Southwest Airlines, в билете не указывают место, и тогда создается несколько любопытная ситуация, когда пассажиры идут и глазами как будто выбирают, где и рядом с кем присесть. Хороший этюд для социологов, есть над чем подумать.

Я в течение месяца воспользовалась услугами пяти авиакомпаний – American Airlines, American United, Delta Air Lines, Compass Airlines, Southwest Airlines –и совершила шесть перелетов. Вашингтон – Сент-Луис – Даллас – Новый Орлеан – Лос-Анджелес – Сан-Франциско.

Если бы меня попросили в двух словах охарактеризовать американскую гражданскую авиацию, этими двумя словами были бы «точность» и «практичность».

Точность и практичность – не просто главное достоинство американских воздушных перевозчиков, но если можно так сказать, едва ли не единственная задача. Они не тратят много времени и усилий на излишества сервиса и внешний лоск – здесь все предельно практично, на большинстве наших далеко не новых судов не было даже полноценных бизнес-классов, только два первых ряда апгрейд. А зачем, если цель –быстро и безопасно довезти пассажира из точки А в точку Б?

В этом американские самолеты похожи на американские метро, а может и всю американскую систему общественного транспорта – это подчеркнуто простой функциональный механизм, работающей надежно и безотказно.

Я улетела из первого пункта назначения и прилетела в последний точно по расписанию, минута в минуту. На промежуточных маршрутах также не случилось ни одной задержки, отложенного рейса, технической поломки или урагана. Думаю, такая пунктуальность облегчает жизнь для ведения дел: я получила подробную программу и расписание нашей поездки за несколько месяцев, что было бы затруднительно будь авиаперевозчики менее надежными. Хотя в это время, февраль-март, кое-где еще шли сильные снегопадыи в целомчувствуется сильная нагрузка на инфраструктуру. Самолеты полные, аэропорты многолюдные, пассажировмного какв популярном у туристов Лос-Анджелесе, так и в провинциальном Сент-Луисе. Учитывая проблему опасности терроризма, повсюду тщательныйдосмотр, аналогичный международным рейсам, но это не сказывается на скорости передвижения.

Все, что можно, автоматизировано и переведено на самообслуживание. Регистрация только посредством машин-терминалов, при необходимости«чайникам» и иностранцам без английского помогают разобраться служащие. Сами взвешиваете, сами указываете количество чемоданов, сами наклеиваете ярлычки и сдаете в багажное отделение, а затем идете к воротам на посадку, где обычно стоит толпа народа. Впереди вас ожидает сканирование ручной клади, металлодетектор, разувание, и, кажется, что все это затянетсякак минимум на час. Однако очередь движется неожиданно быстро, вот перед вами человек двадцать, а вот уже никого, и ваш черед снимать туфли и вынимать лэптоп из рюкзака. Все происходит в темпе, стремительно, по этой скорости можно судить о продуманности и отлаженности процесса. В последний раз по пути из Алматы в Астану (я специально обратила внимание) у ленты досмотра передо мной стояло всего три человека, но процедура проверки заняла столько же времени, сколько по пути из Нового Орлеана в Сан-Франциско, где было как минимумв десять раз больше людей.

Интересны некоторые отличительные детали: например, в Казахстане люди снимают обувьи обязательно надевают целлофановые бахиллы – в США никаких бахилл вам не дадут:снимаешь обувь – и бегом босиком на металлодетектор!

Правда полы везде чистые. А стюарды вежливые и приветливые, но и не так чтобы бегать по первому звонку пассажиров. Хотя я не заметила, чтобы пассажиры баловались этой опцией, в положенное время стюарды сами разносят напитки и закуску. И тут нашим людям лучше знать и быть готовыми к тому, что напитки – это обычно вода, соки и кола, а еда – чаще всего малюсенький, 50 граммов, пакетик с арахисом. Самое большее, на что вы можете рассчитывать на длинном многочасовом перелете из одного конца континента в другой, – холодный бутерброд.

Как ни удивительно, на внутренних авиалиниях США никогда не дают горячее! Никаких салатиков, сложных вторых блюд, гарниров и прочих изысков кулинарии.

Это не ресторан, а самолет, здесь не угощают даже пирожками, даже когда лететь вам довольно долго.

Из Нового Орлеана до Сан-Франциско мы летели с пересадкой через Лос-Анджелес, что вместе с ожиданием в аэропорту заняло 10 часов – за это время нам один раз предложили бутерброд, дважды пакетик с орешками, трижды – холодные напитки, ну и один раз побаловали кофе и чаем. Кстати, я по привычке попросила чай зеленый, его не оказалось, я легко согласилась: «Не проблема, я буду черный», – однако стюардесса все равно сходила куда-то и нашла мне единственный пакетик зеленого липтона. Это к тому, что все вышесказанное не говорит о том, что сервис не дружелюбный – нет, он просто сосредоточен на самом важном, на функциональности. Так все выглядит со стороны.

На остальных маршрутах, до полутора-трех часов, как из Вашингтона в Сент-Луис, угощают в лучшем случае лишь стаканчиком холодного напитка и пакетиком арахиса.

Подобный аскетизм после наших горячих сетов, шоколадных батончиков, печений, бутылей воды и чаев с молоком несколько обескураживает. Но не сказать, что напрягает. По крайней мере, от голода я не страдала, при желанииела перед вылетом или между стыковками в аэропортах, еда там не дорогая, цены практически такие же, как в городах.

Главное, добиралась вовремя, без задержек. А это самое важное в Америке, где деловую встречу могут назначить и через пару часов после прилета. А опаздывать не принято.


Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: