Основанная легендой Робертом Рэдфордом некоммерческая организация Sundance Institute продолжает и во времена SARS-CoV-2 пытаться поддержать независимый кинематограф. Многие из его фаворитов так или иначе доползают и до списка зависимых - на “Оскар”. Что интересного предложила программа только что завершившегося кинофестиваля Sundance 2022? Роман Райфельд выбрал несколько фильмов из более чем 140.
Во-первых, благодаря Омикрону, он утерял свой гибридный статус, а с нею и свою пусть частичную, но все же оффлайновость в далеком штате Юта. Он идет целиком и полностью онлайн. Во-вторых, программа обширна, потому расскажу лишь о нескольких заинтересовавших меня работах. И в-третьих, светиться в независимом кино продолжают и звезды голливудских красных дорожек: например, в этом году Джулиана Мур (“Когда ты закончишь спасать мир”), Эмма Томпсон (“Любовь по вызову”), Колин Фаррелл (“После Янга”) и Нуми Рапас (“Ты не будешь в одиночестве”). С последней и начнем.
Картина “Ты не будешь в одиночестве” - ужас (в смысле - жанр) и режиссерский дебют австралийца Горана Столевского. Автор переносит вас в горную деревушку на Балканах, где в лесных декорациях XIX века дичает помаленьку юная ведьма. Дичала бы себе и дальше, но понес ее черт в деревеньку неподалеку: уж больно хотелось ей познать, каково это - жить человеком. Убив одну крестьянку, она входит в ее тело, и осуществляет мечту. Но лиха беда начало, и аппетит, пришедший во время еды, разгорается, а потому за первым трупом следует второй. Несмотря на все эти мудренные технологии, ведьму в фильме играет несколько актрис/актеров, а не одна. Картина будет интересна и студентам-филологам, изучающим древнеславянские языки, поскольку один там точно звучит. Нагота au naturelle, красивые пейзажики, ведьмины коготки, крики петухов, нелегкий крестьянский труд да красивая музыка Марка Брэдшоу. Вкусно!
Еще один дебют - от молодого режиссера Макса Уокера-Сильвермана - нарратив о двух знакомых с детства одиноких сердцах, потерявших навсегда своих любимых – “Песнь любви”. В картине старички-герои проводят у пустынного озера одну ночь вместе, вспоминая былое. Участники фестиваля Sundance вообще частенько обходятся малым количеством актеров - бюджетец нынче, знаете ли, кусается. Но в данном случае, это как нельзя кстати: больше и не нужно. Главные роли исполнили Дэйл Дики и Уэс Стьюди. Оба снялись в таком количестве известных вам фильмов и сериалов, пусть и во второстепенных ролях, что перечислять их смысла нет. По сути, ”A Love Song” еще одна, но красивая история о том, что мы приходим в этот мир в глубоком одиночестве и покидаем его, будучи еще более сирыми.
И снова дебют режиссера! Речь о вашем старом знакомом актере Джесси Айзеберге (снимался у Аллена, Финчера и Шьямалана). Он рисует в картине “Когда ты закончишь спасать мир” драму отношений между матерью (Эвелин, Джулиана Мур) и закрывающимся от нее сыном (Зигги, Финн Вулфхард). Она долго стучится в закрытые двери замка души своего отпрыска, но безуспешно, и потому находит, на кого направить свою нереализованную любовь на стороне. Им оказывается подросток - жертва родительского насилия. Поскольку ребенок из приюта, которым Эвелин руководит, можно сказать, что она из двух зол: работа или семья - выбирает первое. А ее кровинушка тем временем проявляет высокую степень интереса к харизматичной девочке из той же школы, что и сам. Интересный тренд? Он есть и здесь. Ленту Айзенберг снял по собственной аудиокниге, увидевшей свет в 2020 году. Картину, длящуюся всего-то полторая часа, хвалят критики, замечая и все огрехи первенца. Особое “молодец” режиссеру досталось за то, что он, как выяснилось, еще и недурной сценарист.
А тут у нас триллер-продукт 35-летнего Райли Стернса “Dual” (русского имечка у него пока не имеется). Правда, идея синопсиса - клонирования самого себя, когда узнаешь о том, что скоро помрешь, - позаимствована режиссером из прошлогодней картины “Лебединая песня” Беджамина Клири. Ее тоже рекомендую: игра Махершалы Али даже интереснее фантастического сюжета. В “Dual” дуэтную пару сыграли актриса из Шотландии Карен Гиллан и Аарон Пол. У этого фильма есть преимущество: сюжетно он следует дальше “Лебединой песни”, и... героиня внезапно идет на поправку, обнаруживая, что клон “выключить” никак нельзя. Тогда-то и начинаются настоящие “ужасы нашего городка”. Критики полагают, что картина о все возрастающей внутренней тревожности, начавшей развиваться в каждом из нас в момент обьявления пандемии.
На финал из художественного кино приберег британский римейк классики из 50-х японца Акиры Куросавы - ”Жить” (“Living”). Билл Найи хорош во всех фильмах, чего уж там! Сценарий написан Кадзуо Исигуро - британо-японцем, облатадетелем Букера и Нобелевской премии. Не читали? Действие перенесли, понятное дело, на Туманный Альбион. Ну хоть время действия без изменений, и то ок: наверняка, элегантных костюмов ради. В синопсисе фоном смерть любимой (куда без нее?), с которой никак не может ужиться протагонист. Мистер Уильямс - так его зовут - служит стране, никого не трогает и страдает от непережитой боли. Он, как и героиня “Dual”, узнает, что непоправимо болен, и, как и герои многих других кинофильмов с подобными открытиями, пытается провести отпущенное ему время не абы как. Снял “Жить” любимец-номинант Венецианского кинофестиваля Оливер Херманус, который так ни разу и не дотянул до звания любимца-победителя этого киносмотра. Так или иначе, а Куросаве, считают знатоки личности великого творца, английское вмешательство в его творчество могло прийтись по душе, имей он возможность увидеть кино.
Среди уже награжденных этого года снова ужастик - “Няня” (“Nunny”). Картина Никьяту Джусу с Мишель Монахэн и Анной Диоп (родилась в Сенегале) в главных ролях. Для родившейся в США режиссерки, чьи мама-папа из Сьерра-Леоне, это полнометражный дебют в кино. Раньше она уже участвовала в Sundance с коротким метром. В центре повествования иммигрантка, которой тяжко дается выживание в Нью-Йорке. Нет, ну это же надо было переехать чуть не в самый дорогой город Америки! Аиша - так зовут чужестранку - нянчит ребенка из Верхнего Ист-Сайда. Это, где дома Абрамовича? Случайно узнав некую тщетельно припрятанную от посторонних глаз “правду”, няня нехотя смывает в унитаз всю свою американскую мечту. В общем, могла получиться и социальная драма, но вышел, почему-то, триллер с хоррором в прикуску.
Отмечу и один документальный фильм - “Джин-Юc: трилогия Канье”. Его герой Канье Уэст, противоречивый, но безумно популярный хип-хопер. Предупрежу, что лента состоит аж из 3 частей и выдержать 5 ее часов (!) под силу лишь фанатам артиста да, наверное, тем 60 тысячам проголосовавших за него американцев. Некоторые отснятые за последние двадцать лет архивные видео хочется просто просто перемотать. Понятное дело! Зато в документари найдете все самое важное, что стряслось в жизни рэпера: и утрату матери в 2007, и гонку за президентство в 2020. Netflix покажет/выложит ленту 16 февраля. Нет, ну если российская политика вам интереснее, можете посмотреть и документалку “Навальный”, она тоже в программе Sundance и уже отхватила награду аудитории.