Италия давно и по праву заслужила мировую славу благодаря своим мастерам портновского искусства. Среди длинного списка ателье по индивидуальному пошиву мужской одежды особняком стоит римская Sartoria Litrico, которой в разгар холодной войны удалось прорваться на советский рынок и приобщить к итальянской моде лидеров СССР и США, заключить первое лицензионное соглашение с Японией, а также в рекордно короткие сроки завоевать сердца голливудских звезд и представителей мирового политического бомонда.
Сегодня в линейке исторического ателье можно найти костюмы, рубашки, брюки, пальто, сшитые по индивидуальному заказу, изделия из кожи (обувь, ремни, сумки), платки, запонки, а также парфюмерию. На протяжении почти 75 лет бренд не изменяет своей ДНК, делая акцент на качество, а также сохраняя убежденность в том, что каждый клиент уникален, а мода не должна иметь границ. Чтобы погрузиться в историю Sartoria Litrico и разгадать секрет ее успеха, Esquire Kazakshtan встретился с Лукой Литрико — племянником основателя ателье, креативного и предприимчивого Анджело Литрико.

Лука, ваш дядя Анджело, будучи выходцем из семьи сицилийских рыбаков, сумел не просто создать свой бренд в Риме, но и заполучить в клиенты влиятельных и известных мужчин по всему миру. Как ему это удалось без связей в чужом городе?
В восемь лет дядя Анджело, играя во дворе с детьми, так сломал ногу, что пришлось ее ампутировать. Если бы с ним не произошел этот эпизод, он, как и его отец, стал бы рыбаком. В те далекие времена школьники после посещения занятий в обязательном порядке должны были научиться какому-то ремеслу. В случае с дядей Анджело это было портновское искусство, которому он обучался в одном из известных ателье Катании. В какой-то момент дядя осознал, что он прирожденный портной. Его выгодно отличал от других коллег креативный подход к делу. После завершения Второй мировой войны он приехал покорять Рим с небольшим количеством лир в кармане, но с четко сформулированной мечтой: одевать самых влиятельных мужчин по всему миру. Рим был выбран неслучайно: в тот момент в «вечном городе» зарождалась dolce vita, туда регулярно приезжали голливудские звезды. Свое первое ателье он открыл в 1951 году в центре Рима, недалеко от знаменитой Виа Венето, на Виа Сицилия, которая напоминала ему родные края.

В тот период подобных мастерских было немало. Как ваш дядя смог обойти конкурентов и прорваться к VIP-клиентуре?
Дядя был большим оригиналом. Чтобы привлечь к себе внимание, Анджело сшил себе необычный смокинг из зеленого драпа и купил билет в римский оперный театр, куда в те годы ходили самые богатые и знаменитые. Имея на руках хороший билет, дядя мог во время антракта выходить в фойе. Стратегия сработала. В театральном фойе его наряд заметил известный актер и режиссер Россано Брацци, который поинтересовался у дяди, кто ему сшил такой оригинальный смокинг. И вместо того, чтобы признаться в том, что этот наряд создал он сам, дядя сказал, что сшил костюм у портного, который находится на Виа Сицилия, 51. Так он подогрел интерес к своему зарождающемуся бренду. На следующий день Россано Брацци, прихватив с собой известного во всем мире актера Витторио Гассмана, оказался в ателье Литрико. Недолго думая, каждый из них заказал сразу по четыре костюма. А затем эти два важных клиента представили дядю людям из своего престижного круга: от Анны Маньяни и до Франко Дзеффирелли.
Так Анджело Литрико стал знаменитым у себя на родине. Среди его клиентов было много достойных людей и немало политических деятелей, таких как король Италии Умберто II и премьер-министр страны Джулио Андреотти.

Но в какой-то момент деятельность Sartoria Litrico вышла далеко за рамки Италии. Что послужило толчком?
Мой дядя не хотел замыкаться на Италии. Он нацелился на одного из влиятельных политиков того периода, к которому было крайне сложно найти доступ. Руководствуясь этой логикой, в 1957 году он решил через посольство Италии в Москве написать письмо председателю совета министров СССР Никите Хрущеву, предложив ему свои услуги портного. И ему ответили, предложив в ответ провести в Москве первый показ. Бренд Sartoria Litrico стал международным в том же 1957 году, когда впервые в истории страны итальянского портного Анджело Литрико пригласили для участия в торговой миссии в Советский Союз. С ним тогда поехали модельер шуб Франческо Бертолетти и дизайнер женской одежды Эмилио Пуччи. Показ прошел с огромным успехом. С собой дядя привез в подарок Хрущеву пальто, которое он сшил без мерок, имея на руках лишь одну фотографию советского лидера. Пальто так понравилось, что Хрущев заказал у него целый гардероб (включая обувь), чтобы взять его с собой в поездку в США на заседание 15-й Генассамблеи ООН в сентябре 1960 года. Уже тогда Хрущев думал об «оттепели».
И на Генеральной Ассамблее весь мир узнал, кто шьет одежду и обувь для Никиты Хрущева?
Да, во время спора с представителем Филиппин, чтобы привлечь к себе внимание, Хрущев стал стучать ботинком по столу. Это был ботинок марки Litrico. Этот факт заметили журналисты, которые бросились за комментариями к Анджело Литрико, который в то время находился в Нью-Йорке в качестве представителя Италии на европейской выставке мужской моды. Дядя дал интервью 37 изданиям на разных языках, после чего бренд вышел на новый уровень. Одним из самых ярких заголовков, несомненно, был такой: «Итальянскому портному Литрико удалось ножницами разрезать «железный занавес». Впоследствии благодаря этому эпизоду, в котором Никита Хрущев сыграл роль эдакого инфлюенсера, дядя Анджело стал портным многих политиков и выдающихся личностей того времени: Джона Ф. Кеннеди, Ричарда Никсона, Хуана Перона, Тито, Дуайта Д. Эйзенхауэра, короля Иордании Хусейна, а уже в 80-е к ним присоединился Михаил Горбачев. За политиками в 60-е годы подтянулись и космонавты, среди которых особое место занимает Юрий Гагарин.
Ваш дядя Анджело стоял у истоков прет-а-порте в мужской моде. Как так получилось, что он стал пионером этого движения?
Когда дядя прославился на весь мир, с ним связалась международная японская компания, предложив ему создать модели для массового производства. Он согласился, став родоначальником прет-а-порте в мужской моде, и начал шить модели готовой одежды для широкого потребителя. Затем эту схему сотрудничества он продолжил в Германии, а также в родной Италии.
Как изменился мужской пошив одежды за последние десятилетия?
Что касается нас, то мы продолжаем работать с той же неиссякаемой страстью, как и 70 лет назад. Однако горькая правда заключается в том, что число настоящих, высокопрофессиональных ателье резко сократилось, потому что категория мастеров-портных ушла в небытие. Мы сами с этим столкнулась около 20 лет тому назад, после смерти моего отца Франко Литрико и выхода на пенсию нашего высококлассного закройщика. Тем не менее мы решили проблему, переместив нашу мастерскую по пошиву мужской одежды из Рима на Сицилию, где, к счастью, остались еще талантливые портные, каждый из которых специализируется на определенном направлении. И чтобы не остаться без специалистов в будущем, мы уже за два года до выхода на пенсию наших портных начинаем поиски персонала.

Проблема заключается еще и в том, что сегодняшние потребители тоже перестали разбираться в качественной одежде. Мало кто сегодня способен различить костюм, сшитый вручную по технологии bespoke, от созданного для массмаркета. Да и на состав редко кто сейчас обращает внимание: небиоразлагаемый полиэстер сегодня в фаворе. В противовес модной нынче fast fashion, мы по-прежнему является адептами slow fashion, ориентированной на качество, а не на количество, на натуральные ткани из Италии и Великобритании, а не на синтетику.
Чем скроенные вами наряды принципиально отличаются от тех, что предлагают сегодня другие дизайнеры мужской одежды?
Главной отличительной чертой наших костюмов была и остается креативность. Помимо того что мой дядя был прекрасным портным, прежде всего он был непревзойденным стилистом. Он первым в Италии начал устраивать модные показы мужской одежды. Дядя Анджело является автором асимметричных брюк, пиджаков без пуговиц и многих других модных инноваций.
Наша миссия — делать мужчин элегантными. Но в отличие от крупных домов моды, которые создают коллекции с целью массовой продажи, мы шьем индивидуальные коллекции, заточенные под каждого клиента. В нашем понимании универсальной моды, которая должна подходить всем и каждому, не существует. Более семи десятка лет мы придерживаемся девиза: «Ваше тело уникально, и ваш портной об этом знает». В основе нашей философии лежит убежденность, что костюм индивидуального пошива — это не только уникальная вещь, которую нужно предоставить клиенту, но и идеальный способ подчеркнуть и дополнить его личность, его сильные стороны, его персональную идентичность. Мы учитываем все пожелания клиента, от выбора ткани до мельчайших деталей кроя. Когда мы шьем наши заказы, мы не только используем наши руки и голову, но и отдаем частичку нашего сердца.

Как вам удается балансировать между итальянскими традициями портновского мастерства и вкусами (порой чрезмерно экстравагантными) международной клиентуры?
Честно говоря, наши традиции куда больше сочетаются со вкусами наших клиентов за рубежом, чем с сегодняшним итальянским потребителем. 80% нашей клиентуры находятся за пределами Италии. Итальянцы не хотят больше тратиться на качественную одежду, а еще они стали невыносимо скучными. Их интересуют всего три цветовые гаммы: черный, серый и синий. А вот за пределами Италии уважают небанальные цвета и формы. В любом случае перед началом работы на новом рынке мы проводим исследование. Это очень помогает в дальнейшей раскрутке бренда за рубежом. Хотя без лишней скромности могу сказать, что за 70-летнюю деятельность мы в общем-то уже успели познакомиться со вкусами всех ключевых народов. К примеру, у японцев генетически искривленные ноги, и мы знаем, как грамотно скрыть эту особенность их строения с помощью особого кроя пиджака и брюк. А вот арабы, которые в поездках надевают классические костюмы, являются яростными поклонниками итальянского портновского мастерства. Единственный их каприз выражается в выборе тканей, инкрустированных золотом или драгоценными камнями, но такой стиль нравится и японцам, и даже некоторым русским.
Каким вам видится будущее итальянского портновского ремесла?
В настоящее время рынок мне кажется похожим на египетскую пирамиду, в основе которой находится весь fast fashion и потребители этой продукции. А вот на верхушке пирамиды, которая занимает наименьшую площадь, находится небольшая прослойка людей по всему миру, которым все еще не безразлично качество. Если раньше классический костюм надевали по выходным, то сейчас его все чаще используют почти как спецодежду.
Его надевают топ-менеджеры, политики, высокопоставленные лица в исключительно рабочем контексте. И мне кажется, что в будущем львиная доля людей будет похожа на героев «Стартрека» в космических скафандрах, которые будут разъезжать на Tesla. Тем не менее я надеюсь, что все же останется весьма узкий круг покупателей, которые будут по-прежнему отдавать предпочтение старому доброму костюму индивидуального пошива.
До тех пор пока есть люди, которым важно выглядеть красиво, наше дело будет жить.
