Сауле Сулейменова

A
adminPMG Автор
29 апреля 2019

Художник, Алматы Сауле Сулейменова художник артист искусство Казахстан Алматы Астана

Люблю интервью. Это такой момент, когда ты многое для себя проясняешь.

Лет десять назад свое резюме я всегда начинала так: «Я хочу быть честной и четкой. / Я хочу достичь такой степени концентрации, чтобы не ошибаться. / Драить душу, как зеркало, до блеска, чтобы отражать этот мир со всей болью и красотой. / Если нет, то жизнь сдувается, как воздушный шарик. / Тесно дышать».

По поводу моего членства в союзе художников мой муж (художник Куаныш Базаргалиев. – Esquire) любит говорить: «Ты ужасно живописная, а находишься в секции графики, а я страшно графичен, но нахожусь в секции живописи».

Мой отец – дизайнер, архитектор. Маленькой я всегда рядом с ним сопливила, ныла, мешала. Ему носила свои первые стихи, первые картинки.

Папа всегда скептически относился к моим творческим данным, не видел во мне таланта, и всю жизнь со мной живет совершенно идиотская мысль – я хочу доказать своему отцу, что я чего-то стою. До сих пор хочу.

Я поступила в художественную школу на Зенкова, но совсем не хотела учиться, совершенная дура была, пустоголовая. Когда нужно было что-то сдавать, бежала к отцу, и они с компанией кентов быстро мне что-то состряпывали, но меня все равно исключили.

Знаете, почему так больно и страшно быть художником? Потому что ты можешь жить-жить, но так и не понять, как нужно работать.

Всегда проверяю себя на качественность.

Я сама себе критик.

У меня был момент приятного краха авторитетов. Так классно. Вдруг раз и пофигу.

Мама всегда была для меня идеалом. Она совершенно прозрачный человек, у нее чистая мотивация в жизни.

Я достала себя чересчур параболическим отношением к себе. То я считаю, что я совершенный гений, лучше меня нет на свете и во мне живет божественное начало, то в конце того же дня могу думать, что ничтожнее и мельче меня на Земле нет никого.

Когда идет процесс создания картины, ты не знаешь, что это идет, ты просто торопишься самовыразиться. И момент случайности в этом очень важен. Когда в итоге получается нечто, неожиданное даже для тебя самого, это и является самым ценным.

Где кризис в нашем искусстве? Все шикарно, я считаю. У нас общество как-то отстает.

Десять лет назад у меня проходила выставка «Автобусы и остановки», которую посетил отец моей подруги, по профессии водитель автобуса, он долго не хотел идти, говорил, что ему в принципе не интересно искусство как таковое, а потом, побродив по экспозиции, вышел одухотворенный, с глазами, полными слез. Вот это кайф. Я люблю и всегда жду такую реакцию на свое творчество.

У меня есть идея. Когда я стану старой, собрать все свои работы на тему невест, а с 2004 года я их сделала очень много, причем в самых разных техниках, и сегодня они разбрелись по всему миру, так вот, собрать их все и сделать персональную выставку в музее Кастеева. Только келин и ничего больше.

Я очень люблю рисовать цветы, 10-15 работ на тему одного букета могу сделать.

В 2014 году, находясь в гостях у мамы в Астане, я, вдохновленная идеей участия в Artbat Fest, прибежала домой, просто вывалила из ящика целлофановые пакеты, накидала их, выложила натюрморт, все те же любимые цветы, даже не клеила ничего, сфотографировала и отправила по вацапу мужу. Он очень удивился, где это я в другом городе достала краски и инструменты, а потом долго не мог отгадать, что это вообще такое! Так началась моя целлофановая живопись.

Почему целлофановая живопись? Потому что просто живопись в какой-то момент перестает торкать. На ближайшее время это источник вдохновения для меня – больше, дальше, шире, глубже…

Целлофан удивительный! Это вечность. Еще это кусочки нефти, драгоценные кусочки. То, что мы постоянно выбрасываем, и при этом невероятная ценность.

Я очень хочу делать большие работы, полностью зацеллофанить какое-нибудь пространство, чтобы человек заходил и абсолютно погружался в тот пластиковый мир, частью которого мы все сегодня являемся, и мог, наконец, принять и полюбить себя во всем этом.

Религия – это страшная вещь.

Какой я человек? Не знаю… Эгоцентричная очень, на себе зациклена, но при этом не злая. Во мне нет агрессии. Совсем.

Красотой мне всегда хочется поделиться. Именно поэтому я решила быть художником, чтобы делиться с этим миром красотой и новым углом зрения на нее.

Красота для меня каждый раз новая. Увы, она имеет момент опопсения.

Я панк. Была в юности и остаюсь. Моим гуру в шестнадцать лет был Егор Летов, благодаря ему я поняла, что такое красота.

Искусство это прежде всего не вранье.

Художник всегда делает первый шаг, все остальное потом догоняется за ним – и мода, и дизайн, и весь мир.

У меня такая жизнь, что я абсолютно свободна в выборе, что мне делать, а что нет, слава Богу.

Я хотела бы иметь способность находиться одновременно в разных местах.

Мне постоянно за что-нибудь стыдно. Я, например, часто не слежу за базаром, лишнее говорю.

Знаете, что больше всего мне нравится в нашей стране? То, что Казахстан постоянно меняется. Как только ты ставишь на нем очередное клеймо, ну, например, «безнадежное полицейское государство», вдруг раз и что-то меняется в лучшую сторону.

В 1986-м я была на площади, читала свои стихи, это был для меня такой гражданский поступок. Страшно не было, было здорово, появилось чувство, что можно что-то изменить. Маме в тот день я сказала, что пошла на учебно-производственную практику.

В плане воспитания детей я пофигистка, в том смысле, что я очень мягкая мама, детей своих безмерно люблю, восхищаюсь ими.

Я трусиха ужасная.

Мне хорошо с самой собой.

Я умею готовить самый лучший бешбармак. А с Куанышем мы постоянно устраиваем плов-баттлы.

Люблю преподавать, это такое счастье. Я хочу делиться, ужасно хочу. Правда. Но пока не сложилось.

Мой цвет-фаворит черный. Это нейтральность.

Когда я ехала к вам на интервью, то поняла, что я прежняя умерла сейчас в метро, и теперь я совершенно новенькая.

На данный момент у меня состояние беременной – нахожусь в ожидании большого, хорошего проекта в будущем.

Люблю свой возраст, мне в нем комфортно, потому что сегодня я учусь смотреть на мир с позиции вечности.

[gallery ids="40515,40516,40517,40518"]

Записала Ирина Утешева

Фотограф Владимир Дмитриев Впервые материал был опубликован в журнале Esquire в 2017 году.  
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше