Музыкант, в прошлом директор радио Classic Раушан Джуманиязова составила основные правила успешного шоумена, которым нас научил Никколо Паганини. 

«Достиг Невероятного и выразил Невозможное»

– Гете о Паганини

 

Никколо Паганини советы шоу-бизнес скрипачНа любой вопрос современный человек дает несколько равноубедительных и обоснованных ответов. Но есть вопросы, которые демонстрируют редкостное единство мнений. Кто самый известный и самый виртуозный скрипач всех времен и народов? Никколо Паганини.

Имя этой легенды, то, что он сделал – актуально до сих пор. Он заложил основы шоу бизнеса, на столетия вперед опередив маркетинговые и PR решения, подобно Селфриджу в супермаркетах. Он был ярким и своеобразным композитором с трагической судьбой. Он был выдающимся исполнителем, его невероятная пальцевая техника доводила слушателей до истерики. Многочисленные публикации об этом гении позволяют сформулировать полезные советы, что мы и сделали.

Закон 1. Будь ярче команды.

Гур, один из современников (сегодня его бы назвали «группи»), который ездил за Паганини по концертам, оставил ряд военных хитростей Маэстро: Паганини по его свидетельству настраивал свою скрипку немного выше, что позволяло ему блистать над всем оркестром, походить на «сверкающую в струях дождя стрекозу». Этот прием «немного» в искаженном виде адаптирован и принят на вооружение шоу бизнесом: солист, фронтмен, всегда настроен громче. Благо, для этого совсем необязательно иметь особенные способности, достаточно громче настроить аппаратуру.

Закон 2. Создавай легенды.

Вот тут Паганини был непревзойденным мастером. Вокруг него существует столько легенд и ледянящих кровь историй, что «черный» PR поп звезд кажется просто детским лепетом. Ходили слухи, что он соблазнил сестру Наполеона и обвинялся в убийстве. Говорили, что четвертая струна на его скрипке сделана из кишок любовницы, которую он убил.

Проводились серьезные исследования и печатались свидетельства о том, что Паганини заключил контракт с дьяволом. Великий скрипач и композитор Николо Паганини, родом венецианец, продал дьяволу свою душу за волшебную скрипку. В это предание верил даже такой безбожник, скептик и насмешник, как Генрих Гейне.

В современную музыку эту легенду о сделке с дьяволом ввел первым, кажется, один из величайших блюзменов 20 века Роберт Лерой Джонсон. В 1930 году он познакомился с известными блюзменами Соном Хаузом и Вилли Брауном, Роберт Джонсон страстно хотел выступать вместе с товарищами. Но вот как то у него не получалось. Тогда на какое-то время Роберт расстался с друзьями и исчез, а когда появился в 1931 году, уровень его мастерства возрос многократно. По этому поводу Джонсон рассказывал байку о том, что есть некий магический перекрёсток, на котором он заключил сделку с дьяволом в обмен на умение играть блюз.

Закон 3. Матч состоится в любую погоду.

Паганини мог безукоризненно чисто играть даже на расстроенной скрипке. Чтобы оценить это, представьте себе, что скрипка – не темперированный инструмент, то есть, на нем нет клавиш, кнопок, или точных указаний куда нажать для извлечения определенной ноты. Чтобы сыграть чистую «ля» — ее надо чисто услышать. При хорошо настроенной скрипке исполнители запоминают месторасположение нот, а при расстроенной (когда каждая из четырех струн меняет «правила игры») – надо быть Паганини, чтобы без потерь, в неистовом темпе, сыграть с идеальным звуком. Поэтому мелкие подлости, вроде спущенной струны, никогда не задевали Паганини.

Закон 4. Любовь.

Паганини имел только две страсти, которые, кстати, тоже очень современны – азартные игры и женщины. Вторая страсть считается обязательной для любого артиста, а Паганини пронес ее через всю жизнь. Не смотря на его пугающую внешность, ему дарили любовь самые яркие женщины и коронованные особы. Его личное кредо – «нужно сильно чувствовать, чтобы заставить чувствовать других».

Закон 5. «Много» присутствия не бывает.

Никколо Паганини – это первая superstar в истории музыки. Его именем называли рестораны, табачные лавки, бильярдные. Паганини это нисколько не раздражало, он просто повышал цены на билеты. Выдающийся скрипач с непредсказуемым характером соглашался почти на все концерты, за исключением «VIP»-овских, королевских. Тут он не отказывал себе в удовольствии покапризничать. Говорят, что за серию концертов в Лондоне он зарабатывал огромную сумму в десять тысяч фунтов. Когда он играл во время эпидемии холеры в 1832 году, «вся боль и все горе уходили прочь; люди забывали о смерти и о страхе, который еще хуже смерти».

Никколо Паганини шоу-бизнес советы история музыка

Закон 6. Не стесняйся быть экстравагантным.

Паганини имел репутацию выдающегося исполнителя и хулигана. Его боготворили и ненавидели. На концертах он, временами, трюкачил: подражал пению птиц, мычанию коров, жужжанию пчел и других насекомых и т. п. За подобные номера завистники называли Паганини шарлатаном. Однажды на концерте он исполнил композицию только на двух струнах, которую назвал «Дуэтом влюбленных». А через несколько недель в концертах он уже играл сонату на одной струне… Кстати, захватывающие истории о рвущихся во время концерта струнах – это тоже продуманные и великолепно исполненные трюки. Это было шоу. Это был шоу бизнес. Сюда же можно отнести и всегда симпатичный публике образ непокорного таланта, который преодолевает все препятствия и не преклоняется ни перед какой властью. Ну и, приезжал Паганини на свои концерты в черной карете, запряженной четверкой вороных лошадей.

Закон 7. Артист должен сам быть хорошим менеджером.

При этом, Паганини сам занимался организацией своих концертов, ему помогала только его любовница Антония Бьянки, а после ее ухода — их маленький сын Ахилл. Скрипач сам снимал залы, составлял текст программ, нанимал аккомпаниаторов и проверял, как продаются билеты; он строго следил за сборами, и в тот момент, когда интерес к нему начинал падать, сразу же переезжал в другой город. Паганини оставлял себе две трети от сбора. Он принимал приглашения от местных антрепренеров, но на собственных условиях.

Закон 8. Сила внешности.

Магнетическая фигура Паганини окутана вымыслами и легендами. Этому способствовала его «демоническая» внешность: высокий рост и чрезвычайная худоба, сильная бледность, демонический взгляд, правая нога длиннее левой, левое плечо выше правого, ввалившаяся грудная клетка, ярко выраженная мышечная слабость при железной силе кистей рук. Пальцы необычайно тонкие, суставы гнутся во всех направлениях. Гете и Бальзак описывали его так: «мертвенно-бледное, как будто вылепленное из воска лицо, глубоко запавшие глаза, сухость, угловатые движения и — самое главное — тонкие сверхгибкие пальцы какой-то невероятной длины, как будто вдвое длиннее, чем у обычных людей» Завистники Паганини распускали слухи, будто сверхгибкость его пальцев результат сложнейшей операции.

Закон 9. Береги свой инструмент.

Этот закон Паганини унаследовал от традиционных культур, где музыкальный инструмент наделялся человеческими качествами и считался сакральным продолжением владельца. Скрипка для Паганини была тем же, чем портрет для Дориана Грея: с каждым разом она звучала все лучше, а маэстро становилось все хуже. Его скрипку называли волшебной и верили, что она играла сама по себе, а Паганини только изображал игру. После смерти хозяина ее назвали «вдова Паганини».

«Ты сделала меня несчастным, – шептал Паганини, нежно касаясь рукой своей извечной мучительницы. – Лишила беззаботного золотого детства, украла мой смех, оставив взамен страдания и слёзы, сделала пожизненно своим пленником… Мой крест и моя радость! Кто бы знал, что за талант, дарованный мне свыше, за счастье обладать тобой я заплатил сполна».

Закон 10. Пусть газеты пишут так.

О Паганини всегда много писали в газетах. Эмоциональность отзывов носила пограничный характер, это пугало всех, кроме Маэстро. «Столб пламени в грозовую ночь», Паганини, с удовольствием поддерживал все эпатажные статьи. Просто приведу цитату из сохранившихся в музее архивных газет с отзывами на концерты Паганини. «…Это дьявольское наваждение. Слушатели охвачены каким-то сумасшествием, иначе не может быть. Когда он играет, дыхание захватывает, и самое биение сердца отвлекает внимание человека. Собственное сердце раздражает и становится невыносимым. Собственная жизнь прекращается, когда начинаются эти звуки».