Сказка ложь, да в ней хадис

A
adminPMG Автор
08 сентября 2016

Наш автор Гульнур Жакимбай о новом явлении в воспитании подрастающего поколения – о старых сказках на новый мусульманский лад.

epW2iyE_4vo.jpg

Кто не знает сказку про репку? Дед за бабку, бабка за внучку…

Считается, она о преемственности поколений, дружбе, взаимопомощи. О том, что вместе можно преодолеть любую сложную задачу. Но время провело смысловую ревизию, в современной интерпретации героям помогает вовсе не сплоченность действий, а... имя Всевышнего.

«…Тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала кошка мышку.

Мышка прибежала и спрашивает: «А вы сказали: «БисмилЛяhи ар-Рахмани ар-Рахим?» (С именем Аллаха Милостивого Милосердного). Ведь любое дело надо начинать с этих слов».

Вдруг все поняли, что забыли сказать перед работой такие важные слова. Произнесли их, встали друг за дружку, тянут-потянут и сразу вытянули!»

Это не шутка. На рынке книг для детей появилось новое направление – мусульманские сказки. Как объясняют владельцы интернет-магазинов казахстанским родителям, именно такие сказки следует читать детям. Ведь мусульманская этика воспитания в корне отличается от обычной.

Исламской мудростью родителям предписывается воспитывать детей до 21 года. Арабская пословица гласит, что ребенок перед своими родителями – что пустая тарелка: что в нее положишь, то в ней и будет. Прививать любовь к религии надо как можно раньше, советует исламское духовенство со страниц специализированных сайтов для мусульман. Там же приводятся конкретные рекомендации по воспитанию детей. Вот некоторые из них.

Приобщение детей к Корану должно начинаться еще до их рождения. Матерям рекомендуют читать главную священную книгу с момента зачатия плода, а также во время кормления грудью. Начиная с трех лет ребенок способен заучивать на слух короткие фразы – с этого момента и нужно начинать его приобщение к заучиванию религиозных текстов. В первую очередь с малых лет следует проговаривать свидетельство, что нет бога кроме Единого и Единственного Творца и что Мухаммад – Его раб и Посланник. Безусловно, лучше, если ребенок с раннего детства научится повторять эти слова на языке оригинала. Немаловажно, чтобы ребенок с детства попал в знакомую мусульманскую среду, то есть обучался с единоверцами – это сегодня несложно. В Алматы, Астане и других казахстанских городах уже немало детсадов с мусульманским уклоном воспитания.

Первый такой детсад открылся в 2011 году в Астане. Сегодня их число перевалило за сотню по всей стране, и количество с каждым годом растет. Объясняется это просто: растет количество горожан, живущих по нормам шариата. Их спрос рождает предложение. Мусульманская семья, отдавая ребенка в мусульманский детский сад, ориентируется на методы воспитания, которые не должны расходиться с религиозными установками. Все остальное – образование, знания, практические навыки в их обычном светском понимании играют второстепенную роль.

«В нашем детском саду дети изучают арабский язык, мы обучаем основам ислама, Корану и Дуа, – рассказывает воспитатель детского сада «Ахляк» в Алматы, – кроме того, мы кормим детей исключительно разрешенными для мусульман продуктами».

раскраска.jpg Раскраска для детей-мусульман

раскраска1.jpg

В таком детском саду не отмечаются официальные праздники – Новый год, 8 Марта, только мусульманские. Одежда у детей отличается, но это касается только девочек. Мальчики одеты почти так же, как их светские ровесники. Слишком открытые маечки и короткие шорты не приветствуются, но и не настаивается на полностью закрытой одежде. Так, я кроме малюток, укутанных в платки, увидела несколько девочек в длинных платьях ниже колен, но с коротким рукавом.

Еще один важный пункт — в некоторых детских садах полностью отсутствуют музыкальные занятия. Лучшая музыка – это суры из Корана, объяснили мне воспитатели. Согласны ли с такой точкой зрения в министерстве образования? Как и с фактическим запретом на обычную дошкольную литературу. Читать популярные среди детей сказки, заучивать стихи и считалочки в мусульманских детсадах запрещено.

Познавательный инстинкт детей удовлетворяют тем, что можно, тем, что не запрещено. Как отметил Мухаммад, продавец-консультант интернет-магазина, специализирующегося на продаже мусульманской литературы в России, самые популярные заказы из Казахстана – на мусульманские раскраски мечетей, сказки «О пророке» и серию сказок «Я верю». «Рынок только развивается, но интерес растет, родители требуют побольше сказок, стихов, пока спрос в полной мере удовлетворить не удается – мало авторов».

Произведения, созданные специально для детей-мусульман, условно можно разделить на три направления. Первое – это всем известные сказки, стихи, считалки в религиозной, часто неожиданной интерпретации. Вышеупомянутая сказка о репке–  из их числа или, например, сказка о Колобке, в которой Колобок за хвастовство был сослан в лес учить Коран. Авторы особо не задаются целью сохранить целостность произведения, главное –  во чтобы то ни стало втиснуть поучительный религиозный смысл. Иногда творчество благочестивых авторов невольно вызывает улыбку. Вот любимая мамами считалка на новый лад:

Сорока-белобока

Азан читала,

Мусульман созывала.

Мусульмане прибежали:

Фаджр прочитали,

Зухр прочитали,

Аср прочитали,

Магриб прочитали,

А иша не читали –

Чуть-чуть подождали,

Омовение взяли

И потом прочитали.

Второе направление – сказки мусульманских народов мира. К ним относятся и казахские народные сказки. «Их можно отнести к мусульманским, поскольку они повествуют о вечных ценностях, которые должны быть присущи каждому правоверному мусульманину. Эти сказки несут в себе глубокий смысл и мудрость, – говорит продавец интернет-магазина Мухаммад. – Сказки о жадном бае и Алдаре Косе, мудрой Карашаш и находчивом Жиренше – самые продаваемые». мудрый жиренше.jpgИ третье направление – это оригинальные произведения, написанные современными авторами, специально для малолетних мусульман. С единственной целью – приобщить ребенка к истинам Священного Писания. Содержание этих сказок больше похоже на притчи из Корана, язык повествования местами даже холодный, не адаптированный к детскому слуху. Самыми популярными, по словам продавцов, среди новой литературы стали притчи «Имам Ахмад и пекарь» и «О пророке». Правда, вряд ли это тешит самолюбие писателей, ведь они никогда не указывают своих имен. Что за люди генерируют тексты, которые читают наши дети, неизвестно. Современные сказки пишут анонимно.

Вообще, из вышеупомянутых трех групп сказок «новоделы» самые недетские. Они предельно серьезны и говорят с маленьким читателем совсем не про волшебство. А самые легкие, такие, что не страшно дать и своим детям, заимствовали сюжеты у народных сказок – казахских, русских, арабских. В каждом случае авторы переделывают историю, добавляют больше поучительного смысла, но народная мудрость, юмор, свойственная народным сказаниям доброта спасают текст даже в том случае, когда он утяжелен большим количеством хадисов. Вообще хадисы постоянно вплетаются в общую канву повествования, выглядя при этом чужеродно, обособленно. Но авторов это, видимо, не смущает. Главное – мораль. Вот сказка «Абдуллах и футбольный мяч».

Абдуллах со своим другом Саидом и его отцом приходит в удивительный магазин, куда все мусульманские семьи относят ненужные игрушки и вещи. Магазин поражает воображение Абдуллаха, ведь там можно приобрести все, что нужно, по бросовой цене! Мальчик покупает футбольный мяч, о котором давно мечтал, и подарок маме на Курбан-байрам. Отец Саида между тем рассказывает детям, как важно помогать малоимущим.

Милая история, которая, однако, неожиданно прерывается хадисом – всего их в тексте семь штук.

«Тогда сотрудники мaгaзинa отдают эти вещи в специальный фонд, a оттуда вещи paздaют нуждaющимся в нaшeм гоpоде”, – ответил зa Сaидa его пaпa. Тут дядя Aбдул-Aзис pешил добaвить: «Ты знaешь тaкoй хaдис: Пpopoк Мyxaммaд (соллa ллaху ‘aлeйхи уa сaллям) гoвopил: “Кoгдa чeлoвeк yмиpaeт, вce eгo дeлa кoнчaютcя, кpoмe 7 дeл, кoтopыe бyдyт пpинocить eмy caвaб (вoзнaгpaждeниe) и пocлe cмepти: 1. Ecли oн yчил кoго-либo иcлaмy; (этo бyдeт нaгpaждaтьcя, пoкa эти знaния пpодолжaютcя или pacпpocтpaняютcя); 2. Ecли oн вocпитaл xopoшиx дeтeй, кoтopыe бyдyт мoлитьcя зa нeгo; 3. Ecли oн ocтaвил кoпию Кopaнa; 4. Ecли oн пocтpoил мeчeть; 5. Ecли oн пocтpoил гоcтeвoй дoм для пyтeшecтвeнникoв; 6. Ecли oн выpыл кoлoдeц; 7. Ecли oн дaвaл милocтыню пpи жизни. 3a любоe из этoго чeлoвeк бyдeт пpoдoлжaть нaгpaждaтьcя мнoгo лeт и пocлe свoeй cмepти дo тex пop, пoкa вышeпepeчиcлeннoe cyщecтвyeт...”. (Автор: Л. Адам)

У большинства мусульманских детских садов нет лицензии, по закону религиозное воспитание в дошкольных учреждениях запрещено. Тем не менее они открыто работают по своим специально разработанным методикам. Мусульманские сказки – их важная часть. Воспитатели говорят, что только их читают детям, и мультфильмы показывают особые, рекомендованные религиозными специалистами.

Но все это родителей не отпугивает, сказала мне заведующая новым частным детсадом с религиозным уклоном в Астане. Потому что она лично отвечает за каждое слово воспитателя. «Ничему плохому мы не учим – вера не позволяет». Примерно так мне отвечали во всех детсадах. В каждом случае гарантией служит вера. Полагаться больше все равно не на что: легальных программ для детских дошкольных учреждений с религиозным уклоном у нас нет. В Европе практикуется переписывание учебников по дошкольной педагогике в сторону мусульманского уклона, в Казахстане же каждый детсад составляет методический план путем экспериментов и импровизаций. Желание родителей обособить своих детей от иноверцев закрывает глаза на спорные моменты.

Поэтому сказать сейчас, какой у мусульманской сказки будет конец, очень трудно, чтобы быть при этом убедительным. Придется подождать, пока вырастут дети.

И напоследок загадка: догадайтесь, какую популярную детскую сказку читать в мусульманской семье строго запрещено?

волк.png


Автор Гульнур Жакимбай

 
Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше