Об LRT – столичном «долгострое века» — говорят давно и много. За последние несколько лет это проект оброс коррупционными скандалами и судебными разбирательствами.

«Сколько коров нужно принести в жертву, чтобы достроить LRT?». Что казахстанцы думают о столичном долгострое
Источник фото

Сейчас работы по его строительству выполнены на 17%. И обошлись эти 17% в $313,5 млн. Однако пару недель назад «City Transportation Systems» (CTS, бывшая компания «Астана LRT») объявила конкурс государственных закупок для займа $1 млрд. На продолжение строительства. Под государственную гарантию. Мы решили узнать, что по этому поводу думают казахстанцы.

Надо сказать, строительство легкорельсового транспорта в столице уже ни у кого не вызывает энтузиазма или положительных эмоций.

«Сегодня несколько человек скинули новость о том что новый конкурс для займа $1 млрд под госгарантию Казахстана объявила бывшая «Астана LRT», которая сейчас называется City Transportation Systems. Понимаете да? Деньги под ГОСГАРАНТИЮ. То есть если у них опять ничего не получится, отвечать за это будут снова наши многострадальные налоги.

Пока идет суд над мелкими подрядчиками Астана ЛРТ, которых нам выставили как пушечное мясо, сама организация привлекает еще один лярд за счет гарантий государства, но нам преподносят это очень замудрено», —  делится мнением Насима Корганбекова.

«Я вот смотрю на это, на этот позорный LRT в Астане, вернее то, что там торчит из земли, еще на здание ЭКСПО, в строительство которого влили миллиарды, а они пустуют, потому что деньги съели. Я всегда думаю, что до какой же степени надо оскотиниться, чтобы стать врагом своему народу в таких масштабах. А мы, безмолвные, лишь эти памятники казахской коррупции нам как в назидание. Больше всех жаль наших детей, которые будут это разгребать», — пишет  Aizhan Khamit.

 «На фоне ЛРТ, ЭКСПО не так уж и плох», — отмечает Aidar Yespayev.

«Давно пора признать, что это полный провал и остановить проект. Продолжение означает усугубление ситуации без шансов вернуть деньги», — считает Медет Рахимбаев.

«Что происходит в нашем обществе?! несмотря на то, что все понимают, что это коррумпированный проект, его все же хотят возобновить?! Может, и вправду, лучше всучить кучке на верхах кругленькие суммы, чтобы они там уже успокоились…», — предлагает Gauhara Kazakhstan.

Кто-то более категоричен.

«Зае… с этим ЛРТ. Вновь готовят воровство этого самого миллиарда тнг. Лучше пусть посмотрят творческий вечер Турсынбека Кабатова где он предложил идеи как использовать без больших издержек опоры ЛРТ», —  предлагает Marat Tólendi.

«Протяженность проекта LRT в Астане составляет 22.5 км. Это который и изначально не имел смысла, а с****женный так и вовсе приобрел печальный вид. Казахская Голгофа», — высказывается Айдар Ерғали.

Разумеется, возникают вопросы по рентабельности этого проекта.

«Когда узнаешь о проектных затратах в Кз, то просто голова идет кругом. Не то что в Канаде, где сметная стоимость 67 км ЛРТ в Монреале составляет всего лишь 3.5 млрд. канадских долл. Кто-то может возразить, что это дороже, чем в Кз. Но тут нужно сразу же обратить взоры и сравнить ВВП обеих стран, и масштаб разорения станет налицо», — комментирует Kuddus Issiyev.

«Трепыхается бюджет, плачет Нацфонд зелеными слезами, чешутся руки и менеджмента и тут — прекрасная идея добить)) Достроить LRT, на поддержке которого можно будет списывать 5-10 млн долларов ежегодно. То есть это будет убыточный проект, на который государство будет тратить и тратить. Это как брать и разрушать одну свежепостроенную школу (не роскошную школу BI Group за 7,5 млрд тенге) — цена которой как раз 2-4 млрд тенге. Туалеты в сотне школ сделать.

В бизнесе есть термин «sunk cost», то есть утонувшие затраты, с которыми надо смириться и оставить проект в покое. Но есть дополнительное прочтение sunk cost — это затраты, которые утопят компанию, если продолжать их.

В Казахстане таких sunk cost — от Экспо до Турк…до LRT — немало.

Если честно, то легче просто отдать по 20-30 млн долларов ключевым десяти инициаторам проекта и разрушить столбы, чем достроить его и мучать. Я не глуп и финансы люблю, видел финмодели даже наркобизнеса, но даже в моей голове не уложится финмодель, которая окупает 1,3 млрд долларов на LRT», — пишет Rassul Rysmambetov

Но если, несмотря ни на что, стройка идет, значит, кому-то это надо. И конечно же, не обходится без рассуждений на тему куму и зачем все это нужно.

«Когда Астана начнет тонуть, столицу перенесут в Туркестан и начнется второй этап отмывания века», — предполагает Альберт Мархабаев.

«Может быть специально не завершают стройку? Удобно же, надо закончить. Дай денег, дай денег. Логично», — рассуждает Абильхан Амангельдиев

«И почему я думаю, что ещё 1 млрд на ветер уйдёт?», — задает риторический вопрос  Beine Joltayeva.

«А в итоге пустят трамваи рижского производства, стоящие на свалках СНГ. И будет лрт(лёгкий рельсовый транспорт) Эти опоры рассчитаны для других целей. Белье вешать, например, веревок километр купи и вешай простыни на ветрах Астаны. Нигде такого нет», подытоживает  Олег Седых.

А многие граждане республики воспринимают столичный долгострой и изрядной долей иронии.

«Что общего между сваями LRT в Астане и каменными статуями на острове Пасхи? До сих пор остаётся неизвестной причина их появления на земле. Но статуи, в отличие от LRT, давно числятся в списке памятников мировой цивилизации UNESCO», — сравнивает  Берлин Иришев.

«- А можете еще сказать что-нибудь на долбое#ском?

— LRT в Астане будет достроен», — шутит Ринат Балгабаев.

Отдельного внимания заслуживает ветка, в которой граждане рассуждают, а не принести ли жертву, чтобы строительство, наконец, закончилось.

«В Астане корову подняли краном на крышу многоэтажки и принесли в жертву, чтобы строительство успешно завершилось.  Вопрос от акимата: сколько нужно принести в жертву коров, чтобы достроить LRT? Можно ли их внести в смету дополнительной строкой?», — задает вопрос Ринат Балгабаев.

«Может в наших условиях не коров в жертву приносить надо? Ну и для бюджета не такая нагрузка будет», — предполагает Елена Нефёдова.

«От слова LRT даже у коров Индии по телу прошел холодок», — комментирует Сакен Карин.

«Корову, конечно, очень жаль… Может, застройщика за шкирку поднять краном?», — предлагает Аселя Смаилова

«Однозначно, и принести в жертву», — отвечает Aygul Svetlichnaya.

«Каз 2030: ЛегкоРельсовый Транспорт в столице наконец-то ввели в эксплуатацию благодаря Крупно-Рогатому Скоту», — заглядывает в будущее Shyngys Azimzhan.

Немало идей и по поводу того, что делать с порядком надоевшими столичнвм жителям «уродливыми столбами». Дешевле и проще демонтировать? Или оставить как памятник?

«Ну а со столбами что-то делать надо, а то уродство. Достроить или убрать. Что дешевле…», — размышляет Gadilbek Akim.

«Столбы — это бетонный памятник коррупционерам!», — отвечает  Гулмира Жолдасова.

«Аллея «Славы», на каждом столбе повесить портретов, чтобы страна знала своих героев», — предлагает Dan Saudabaev.

«Зафиксировать убытки и убрать заборы вокруг них, все остальное закопать. Как говорится лошадь сдохла — слезь!», —  считает Әлішер Сәрсекеев.

Поделиться: