В Казахстане запущена инициатива «Свет Салтанат» — первый в мире цифровой проект, который в реальном времени собирает, анализирует и визуализирует данные о случаях бытового насилия по всей стране. Его основа — история Салтанат Нукеновой, ставшей символом борьбы с домашним насилием и необходимости системных перемен.

Инициаторами проекта выступили технологическая компания Citix, лидер в сфере цифровой наружной рекламы, и креативное агентство GForce Grey, первый в Центральной Азии обладатель «Золотого льва» Каннского фестиваля.
В центре проекта — алая неоновая вывеска «Салтанат», созданная в Алматы в 60-х годах. Сегодня она превратилась в яркий символ тревоги: каждый раз, когда наша система фиксирует случай бытового насилия, вывеска начинает мигать. Одновременно сигнал отображается на более чем 100 цифровых экранах Citix по всему Казахстану. Сама вывеска установлена на здании напротив Парка имени Первого Президента, на пересечении проспекта Аль-Фараби и улицы Навои.
За системой стоит искусственный интеллект, обрабатывающий большой массив данных: новостные сводки, сообщения в соцсетях, обезличенные обращения в кризисные центры и службы поддержки, а также анонимные истории о бытовом насилии, которые собираются через телеграм-бот и пешеходные городские гаджеты Citix в Алматы.
Для очистки этой информации развернута локальная языковая нейросетевая модель. С помощью специального промта на Node.js, ИИ анализирует и валидирует каждую новость. Проверенные данные поступают в AdTech-платформу Citix и автоматически передаются на вывеску с помощью сигнала GSM, активируя ее мигание, а также отображаются в виджете «Свет Салтанат» на городских цифровых экранах в режиме реального времени.
Цель инициативы — не только снова привлечь внимание общества к проблеме, но и напомнить казахстанкам: закон на вашей стороне. Для этого запущен специальный телеграм-бот @Saltanat_Light_Bot, который даёт четкие и доступные инструкции: куда обращаться, как работает закон, и какую защиту он предоставляет.

Для Citix и GForce проект «Свет Салтанат» — не первый шаг в освещении темы бытового насилия, а часть последовательной работы обеих компаний в этом направлении.
«В GForce мы уверены: коммуникация способна менять реальность. После первого проекта на тему домашнего насилия мы приняли решение продолжать работать с этой темой осознанно и системно. «Свет Салтанат» — уникальный проект, где технологии и креатив создают новые смыслы, где мы обратились к прошлому, чтобы изменить будущее»
— комментирует Юлия Тушина, директор по креативной трансформации DASM Group и управляющий директор GForce.
"Что такое домашнее насилие — не понаслышке знают многие женщины Казахстана. В том числе и я. Поэтому для меня этот проект — не формальность, а глубоко личное. Мы в Citix верим, что технологии могут быть инструментом диалога с обществом. Digital-out-of-home – это голос города. И с помощью “Света Салтанат” мы используем этот голос, чтобы сказать каждой женщине: ты не одна, закон на твоей стороне, и помощь рядом. Город должен быть безопасным — и физически, и эмоционально. Именно за такой город мы боремся каждый день"
— комментирует CEO Citix Яной Шой.
Проект продлится месяц. В конце апреля на экранах Citix появится итоговая статистика, а рядом с именем Салтанат зажгутся и другие имена. Насилие не останется незамеченным.