Гордостью Центрального Казахстана является величественный мавзолей Алаша-хана. Кто его построил? Почему посвятил герою тюркских легенд? Правда ли, что раскопавших здешние могилы, настигла та же участь, что и людей, вскрывавших гробницы фараонов?
Легенда об Алаше или Алаше-хане сохранилась у нескольких народов. Одни считают, что такой правитель жил в Великой степи, другие уверены – это не человек, а миф, почти библейский сюжет, который встречается в разных культурах. Как бы то ни было, а казахи, киргизы, башкиры, каракалпаки, татары и ногайцы верят, что именно эта личность сыграла судьбоносную роль в их истории.
Из сочинения этнографа 19 века Левшина «Описание киргиз-казачьих или киргиз-кайсацких орд и степей»: В случае общего смятения, где соединяются киргиз-казаки (казахи) всех родов и званий без различия, все кричат «алача!»
На правом берегу реки Каракенгир в окружении нескольких могил возвышается едва ли не главная достопримечательность Улытау - мавзолей Алаша-хана. Считается, что он посвящен правителю, который способствовал возникновению трех жузов, расширил пределы земель казахов и объединил их под своей властью. Едва памятник попал в поле зрения ученых, он вызвал вопросы, на которые до сих пор нет однозначных ответов. Что за люди его возвели? В какую эпоху? И кого народная память зашифровала под именем или прозвищем Алаша-хан? Первые описания памятника относятся к 19 веку, однако он явно старше этого времени.
Еще одну странность в 1868 году отметил офицер Николай Красовский. Он писал: «Могила действительно высокочтима всеми здешними кочевниками, но дальние областные киргизы не только никогда не ездят сюда на поклонение или для принесения жертвоприношения, но ничего ине слыхали, ничего не знают об этом памятнике…» Не мог же монумент возникнуть внезапно в одночасье!
[caption id="" align="alignnone" width="1024"] Таким предстал мавзолей Алаша-хана исследователям 1970-х годов[/caption]Памятник исследуют больше полутора сотен лет и все это время он как будто играет со специалистами, представляясь сооружением то одной эпохи, то другой. Например, археолог Жуман Смаилов, изучавший памятник еще в конце 90-х годов прошлого века, рассказал мне в интервью, что вначале отнес объект к периоду образования Казахского ханства, но теперь склоняется к тому, что он возможно еще древнее и может относиться, допустим, к эпохе караханидов. Архитектор же Алмас Ордабаев изучил мавзолей Алаша-хана еще в 1970-х годах и настаивает, что тот построен все-таки в 16 веке.
На это указывают стилистические особенности и размер кирпичей. Его поддерживает архитектор-реконструктор Елена Хорош. Она объясняет сложности в датировке так: «Памятник построен с использованием декоративных приемов, которые относятся к разным историческим периодам. Кроме того народные мастера использовали старые материалы, что затруднило анализ объекта». Елена Христофоровна обратила внимание в интервью еще на одну подсказку: «Среди улытауских памятников только два имеют приставку «хан» - мавзолеи Алаш-хана и Джучи-хана. Значит они были самыми почитаемыми, потому лучше всех сохранились. Возможно, к ним совершали паломничество, интерес мог быть связан с политическими мотивами».
[caption id="" align="alignnone" width="857"] Внешний облик мавзолея разительно изменился после реконструкции[/caption]На левом берегу реки Карагенгир находится мазар, посвященный старшему сыну великого Чингисхана — Джучи. Любопытно, что все средневековые мавзолеи района Улытау имеют «свиту» из других могил. Более того, на краю таких кладбищ есть следы средневековых поселений, и памятник Джучи не исключение. А вот мавзолей Алаша-хан возвели на абсолютно новом месте, возвышенном и открытом. Как показали раскопки, долгое время он единственный доминировал на этом участке долины Каракенгира. Исследователю Алмасу Ордабаеву в этом видится ни много, ни мало политическая заявка: «Мавзолей Алаш-хана по объему явно превосходит памятник Джучи-хана. Представляете? Даже сегодня видно, насколько это грандиозная постройка. Она отсылает к временам установления Казахского ханства. Я считаю, что это была заявка, декларация».
[caption id="" align="alignnone" width="1024"] Мавзолей Джучи-хана связывают со старшим сыном Чингисхана, в чьи владения вошли земли, занимаемые современным Казахстаном[/caption]Известно, что казахи раньше называли себя народом Алаша. Но был ли мавзолей Алаш-хана местом, у которого происходила церемония инаугурации казахских правителей? Точных сведений об этом не осталось, есть лишь предания и в них упоминаются, например, реки Тургай и Иргиз. Но Улытау действительно была колыбелью казахской истории. Неслучайно в начале 20 века казахская интеллигенция, создавая партию и правительство, выбрала знаковое слово «Алаш».
Из работы ученого Чокана Валиханова «О Баян Аульскомокруге»: «Все три орды, составляющие союз казак…, считают своимродоначальником некоего Алача (Алаша), что значит чужеземец, или,буквально, не наш… Кто такой был Алача, откуда он взялся, народное предание повествует различно».
Кто такой Алаша-хан? Когда он жил? В сказаниях он предстает в виде царственного изгнанника. Якобы, у одного правителя родился сын с какими-то пятнами на теле («ала» или «алаш» иногда переводят, как «пегий»). Люди испугались странного младенца, положили в корзину и пустили по реке Сырдарья. Археолог, востоковед Алишер Акишев видит тут отсыл к библейскому сюжету о пророке Моисее, которого также в корзине опустили в реку Нил. По степной легенде, изгнанника подобрал некий человек, вырастил, а потом мальчик стал ханом всех кочевников.
У ученых есть, как минимум, два кандидата на роль Алаша. Например, академик Каныш Сатпаев сопоставил казахские этнонимы, исторические лица и предположил, что «под именем Алаша-хана народное предание подразумевает известного вождя казахов 16 века Акназара (или Хакназара), под предводительством которого казахи вели весьма успешные войны с соседями».
Иную точку зрения мне изложил кандидат исторических наук, востоковед Тимур Бейсембиев: «Был один хан из чагатаидской ветви. Не джучид. Он правил в восточной части Чагатайского улуса и звали его Ахмад-хан. Источники датируют время его правления 1485-1504 годами. Кстати, он приходился дядей знаменитому тимуриду Бабуру. Так вот ойраты дали этому Ахмад-хану кличку «Алача хан», то есть хан убийца, головорез». Третью версию мне озвучил археолог Жуман Смаилов. Слово «алаш» могло служить неким почетным званием, причем не только для правителей, но и батыров.
Что дали раскопки разных лет в мавзолее? Какие последствия были для тех, кто нарушил покой мертвых? И что за находка произошла при реставрации памятника?
Из работы геодезиста, топографа Ю.Шмидта «Очерк Киргизской степи к югу от Арало-Иртышского водораздела в Акмолинской области», 1894 год: «Могила помещена внутри обширной высокой мечети с узким отверстием вместо двери, небольшой земляной холм завален сверху лошадиными черепами, цветными тряпицами и копьевидными шестами с конским хвостом».
Многим кажется, что раз мавзолей назван в честь Алаш-хана, то в нем лежит именно этот правитель. В 1946 году на некрополе работали археологи, во главе с Алькеем Маргуланом. По некоторым сведениям при раскопках могил произошло тоже самое, что при вскрытии когда-то египетских пирамид — несколько рабочих скончалось (возможно отравились трупным ядом). По неопубликованным данным известно, что «кости скелета были обнаружены в разрозненном состоянии в разных концах могилы, скелет принадлежал мужчине старше 50 лет». Эксперты говорят, что внутри мавзолея есть несколько захоронений, но лишь одно из них, возможно, имеет хоть какое-то отношение к людям, которые посвятили сооружение полумифическому хану. Есть еще вариант — это не конкретная царская усыпальница, а скорее знаковый объект, посвящение первопредку.
У дореволюционных и советских исследователей было больше шансов узнать секрет мавзолея. Но и казахстанским реставраторам удалось обнаружить кое-что интересное. Укрепляя стены, они наткнулись на особенный кирпич, а на нем тамгу чингизидов и тамги казахских родов, участвовавших в строительстве мавзолея.
[caption id="" align="alignnone" width="1024"] Фрагменты кирпича с тамгами, обнаруженные при реконструкции мавзолея Алаш-хана[/caption]Что за человек скрывается в легенде про Алаша-хане никто до сих пор не знает. Удивительным представляется и мавзолей, названный его именем. Неизвестные мастера как будто оставили подсказку. Нужно только остановиться, прикоснуться к этим стенам, оглянутся вокруг, поразмышлять в тиши, подумать о своих корнях и – тайна человека-легенды и мавзолея откроется.
Телеверсия рассказа о мавзолее Алаша-хана в проекте «Тайны Великой степи».
Записала Айнур Мазибаева