В последний раз перед церемонией вручения «Оскар» - 13 марта - Роман Райфельд просмотрел списки номинантов и выбрал несколько блестящих картин, о которых Esquire еще подробно не писал и которые можно посмотреть.
«Мост через озеро» (Causeway)
Сложно понять, почему от этой работы на награду американской киноакадемии выдвигается лишь Брайан Тайри Хенри («Лучшая роль второго плана»), а не главная исполнительница Дженнифер Лоуренс, но фильм в списках оказался заслуженно. Хенри вы помните по отличной прошлогодней комедии «Быстрее пули» и «Джокеру», а за Лоуренс следите, возможно, еще со времен «Голодных игр». Казалось бы, в центре синопсиса обычная для современной Америки история возвращенки - девушки-солдата, служившей в Афганистане. Она медленно и тяжело восстанавливается после ранения, проходя реабилитацию не только физическую, но даже больше психологическую (ПТСР). Ей удается найти несложную работу чистильщика бассейнов, а позднее - и случайно встретить на пути настоящего друга. И вот то, как эта «обычная» история интимно, нежно, но без приторной сладости и излишней сексуальности разворачивается перед зрителем, приличествует претендующей на победу картине.
«Говорят женщины» (Women Talking)
Картина Сары Полли, канадской актрисы и режиссера, а также известной у себя на родине политической активистки, претендует сразу на два «Оскара». Один, если повезет, достанется самой Саре, второй - ее фильму, точнее продюсерам, среди которых и актриса фильма - легендарная Фрэнсис Макдорманд. Смотреть это фильм нужно по трем причинам. Во-первых, в нем только один мужской персонаж, причем достойный (Бен Уишоу) и целая плеяда шикарных актрис - Руни Мара, Клер Фой, Джесси Бакли. Во-вторых, можно узнать, что религиозные сообщества иногда гораздо сильнее привержены демократическим ценностям, нежели может показаться. В-третьих, история, хоть и, безусловно, имеет ряд эмоциональных пиков, в целом спокойно повествует... о насилии. Делает она это даже не с точки зрения жертв, а скорее путем философских и в тоже время простых жизненных рассуждений вслух о природе насилия и о том, что можно и насколько эффективно ему противопоставить. Героини картины выбирают что делать: 1. ничего 2. остаться и бороться или 3. уйти. Как думаете, что они выбрали? Особо отмечу непередаваемую словесно музыку исландки Хильдур Гуднадоуттир.
«Кит» (The Whale)
Нет, я все-таки не соглашусь с российским тележурналистом Борисом Берманом, назвавшем в своем Фейсбуке последнюю картину Даррена Аронофски «беспардонным манипулятивным эрзацем». «Не кино, а ярмарочный балаган: заплывший жиром Брендан Фрейзер, чудеса гримеров и костюмеров», - пишет он. Поверьте, выдвинутый на трех «Оскаров» фильм автора «Реквиема по мечте», «Черного лебедя» и «Фонтана» гораздо интенсивнее, ярче, сильнее, чем просто натуралистичный нарратив про ожирение. Это скорее история забившегося в угол одинокого человека, учителя английского, который живет только видеоуроками, где до последнего не осмеливается показать своим ученикам, как он выглядит. Вместе с тем, слоями жира и огромной тяжестью физического веса режиссер демонстрирует груз совершенного главным героем поступка. Когда-то давно он просто оставил семью, влюбившись в мужчину. Похоже, Аронофски дает ему шанс уйти из мира прощенным, примирившись, насколько это возможно, с дочерью, которую здесь сыграла Сэди Синк («Очень странные дела»). Полагаю, не ошибусь, если скажу, что на данный момент это лучшая роль в портфолио Фрейзера, за что актер и претендует на приз. Среди номинантов американской киноакадемии также Хонг Чау («Лучшая роль второго плана»).
«Империя света» (Empire Of Light)
Тэтчеровская Великобритания начала 80-х: безработица, вспышки расизма, падение уровня жизни, снижение социальной защищенности... Хилари (Оливия Колман, обладательница «Оскара», 2019) - работающая в кинотеатре серая мышка, которая едва начинает выкарабкиваться из своего сложного психического состояния. После работы она ублажает минетом своего женатого шефа (Колин Ферт) прямо у него в кабинете. В коллективе, тем временем, появляется молодой сотрудник Стивен (Майкл Уорд), у которого с Хилари, оказывается, не так мало общего. Что и сближает двух людей разного возраста и расы не только физически. Это новый фильм британца Сэма Мендеса, целое созвездие лент которого созданных за последние 25 лет претендовало и получало кинопризы самого высокого калибра – «Красота по-американски», «Дорога перемен», «Проклятый путь», «Координаты «Скайфол», «1917» и другие. Жаль лишь одного: «Империя света» номинирована только в категории «Лучшая операторская работа», тогда как и результаты трудов и Колман, и ее партнера по ансамблю Уорда более чем превосходны.
«Жить» (Living)
Даже несмотря на то, что это британский римейк старой картины Акиро Куросавы, он подарит абсолютно иные ощущения, нежели японский фильм 1952 года. Сценарий доверили написать англичанину, обладателю Нобелевской премии по литературе Кадзуо Исигуро. Новейшая история не отличается от старинной временем: и там, и там действие разворачивается в 50-х. И там, и там в центре, словно сраженный ОКР, госслужащий, аккуратненько рассовывающий по ящичкам обращения местных жителей, откуда бумаги уже никогда не находят выхода на свет. Он живет в своем ограниченном канцелярском мире, и лишь когда к нему приходит известие, что жить ему меньше года, он, наконец, находит смысл своего бытия. Отодвигая бюрократические привычки отпинывания людей, обращающихся за помощью, он создает напоследок маленькое, но приятное для многих людей чудо, спокойно уходя в мир иной. Билл Найи, исполнивший главную роль, номинируется на «Оскар», как и Исигуро - за адаптированный сценарий.
«Мой ужасный сосед» (A Man Called Otto)
Семь лет назад шведский режиссер Ханнес Холмс поставил картину по бестселлеру Фредрика Бакмана о стареющем, вечно всем недовольным вдовце по имени Уве («Вторая жизнь Уве»). Сделать ее римейк решился постановщик «Бала монстров» («Оскар», 2002), «Бегущего за ветром» и «Кванта милосердия» Марк Форстер. Как и в случае с «Жить», получилась совсем новая картина, более коммерческая, менее фестивальная, как это и случается, когда за дело берется мастер. Поначалу вам кажется, что вы смотрите обычную полукомедию о старике-зануде, соседями которого по кондоминимуму и непроездной улочке становятся представители испаноязычного сообщества. Вы думаете: ок, на закате карьеры Том Хэнкс решил подзаработать и сняться в чем-то простеньком. Но чем дальше развивается действие, тем более пусть сентиментальным, но осмысленным и даже, можно сказать, катарсическим предстает повествование, выходя за рамки обычной комедии и даже драмы.
Форстер осторожно приоткрывает зрителю дверь во внутренний мир своего героя - Отто. Удивительно, но с «Жить» эту картину роднит и финал. Фильм, который взывает к самому лучшему, что есть в каждом. Лента, которая сразу несколькими актерскими работами да и сама по себе вполне достойна обойденных ею номинаций на «Оскар» - чуть-чуть не дотянула до шорт-листа.
«Ради Лесли» (To Leslie)
А с этой картиной все вышло наоборот: номинация на главный киноприз мира да еще в одной из главных категорий у нее в кармане. Хотя она, на мой взгляд, единственная в обзоре, что не блещет оригинальностью ни сюжета, ни актерской игры. Алкоголичка, давно даже не средних лет, пытается достучаться до всех - не из-за душевных исканий и чувства вины, а просто потому, что ее вышвырнули из последнего мотеля, где еще терпели, и ей некуда податься. Под всеми подразумевается чуть не весь мир - от родных и друзей до случайных знакомых. Всем она успела поднагадить за время, прошедшее с момента ее выигрыша в лотерею и до превращения в полные отбросы общества через выброшенную на ветер удачу. В ничто ее превращает не судьба-злодейка, а собственные желания и поступки. Будет в картине вам и помятая, исковерканная морщинами гримас и вызывающая полное отвращение физиономия главной героини, и рвота, и абстинентный синдром. Будет и бесконечное вранье, которым Лесли, презентованная претендующей на «Оскар» Андреа Райзборо, щедро делится со всеми, встречающимися на ее пути добропорядочными гражданами США. Скажем прямо: режиссерский дебют в кино деятеля телевизионных искусств Майкла Морриса («Лучше звоните Солу», «Карточный домик», «Королевство», «Бесстыжие») лицом не вышел.