«Калкаман – Мамыр». Как «Астана Опера» готовится к одной из самых масштабных постановок  


Одна из самых масштабных премьер оперы-балета «Калкаман – Мамыр» Балнур Кыдырбек пройдет 28 и 29 декабря на сцене «Астана Опера». В постановке занято порядка 200 артистов, в числе которых солисты оперы, балета и музыканты оркестра.

Все они расскажут подлинную трагическую историю двух влюбленных Калкамана и Мамыр в преддверии 165-летия автора одноименной поэмы Шакарима Кудайбердиева.  

Эта поэма легла в основу либретто, ее захватывающий сюжет достоин воплощения и в опере, и в балете, но постановочная группа объединила все в один достаточно редкий жанр оперы-балета, следуя партитуре современного казахстанского композитора, лауреата Государственной премии Республики Казахстан Балнур Кыдырбек. Главные партии отданы солистам оперы, а вот балетная часть призвана передать душевное состояние героев, так танец поможет глубже понять зрителю чувства участников истории и сопереживать им. 

Творческий эксперимент воплощают в жизнь дирижер-постановщик – заслуженный деятель Казахстана Абзал Мухитдин, режиссер-постановщик – обладатель Государственной премии Казахстана, народный артист России Юрий Александров. Хореограф-постановщик - лауреат VIII Международного театрального форума «Золотой Витязь», серебряный призер I Федерального фестиваля «Театральный Олимп», лауреат IV Всероссийского фестиваля «Волжские театральные сезоны» Надежда Калинина.

За красоту звучания хора отвечает главный хормейстер, заслуженный деятель Казахстана Ержан Даутов. Художник по свету – Сергей Шевченко, художник по видеопроекциям – Павел Суворов.   

Сценографами и художниками по костюмам выступили заслуженные деятели Казахстана - Софья Тасмагамбетова и Павел Драгунов. Они ставили непростые задачи мастерам пошивочного, бутафорского и реставрационно-поделочного цехов, работающих под руководством заместителя директора театра по художественно-производственным вопросам Виктора Караре. 

Эту постановку Софья и Павел сделали по-настоящему современной и модной. Они использовали все технические возможности театра, задействовали фронтальную, арьер и верхнюю проекции, которым отводится большая роль в спектакле. Известно, что вся проекция сделана в 3DMах- формате, что подчеркивает трудоемкость проекта.

Кроме того, публика сможет оценить интересные находки художников, увидев декорации и костюмы. Учитывая концепцию режиссера, постановщики максимально абстрагировались от бытописания. 

«Национальная опера показана здесь во вневременном контексте. Акцент сделан на трагедии героев, их смерти. Именно она преобразила толпу и превратила «окаменевших» людей в живых, чувствующих, у которых открываются глаза на то, что они совершили», - рассказали художники.   

Так, весь спектакль выдержан в стилистике символизма, где камень и цветок – главные антитезы двух реальностей, но что победит добро или зло, пока известно только постановочной группе…

Назад к истокам

Все казахи практиковали обычай, согласно которому молодые парень и девушка, которые являются родственниками до седьмого колена, не могли связать себя узами брака. И действительно, отношения между родственниками у казахов более тесные, чем на Западе. Двоюродные братья и сестры имеют такую же дистанцию общения, как родные братья и сестры. Поэтому согласно либретто, Калкаман и Мамыр не могут быть вместе. Изучив историю и ознакомившись с деталями постановки, артисты приступили к репетициям. Партию Мамыр готовят заслуженная артистка Казахстана Жаннат Бактай, Асем Сембина, Назым Сагинтай.

«Прекрасный юноша Калкаман влюбился в нежную девушку Мамыр, но они оказались из  одного рода и за нарушение традиции приговорены к смертной казни. Согласно поэме, девушку Мамыр убивает ее отец Кокенай, и Калкаман вынужден покинуть свою страну верхом на лошади. Я бы сказала, что «Калкаман – Мамыр» - очень сложное произведение, прежде всего, с эмоциональной точки зрения, потому что, во-первых, здесь показана безусловная любовь между двумя молодыми людьми, и очень хорошо показана надежда народа на свободу. А с другой стороны, нужно сохранять традиции: не жениться на девушке, если с ней есть родство до седьмого колена.

Композитор Балнур Кыдырбек сознательно выбрала жанр оперы-балета, в котором все переплетается и дополняет друг друга. Она изобразила в движении то, что нельзя высказать словами, то есть еще более детально смогла донести суть спектакля до зрительской аудитории. В то же время хотелось бы отметить работу нашего режиссера Юрия Александрова, который внес огромный вклад в развитие отечественного оперного искусства», – рассказала Жаннат Бактай. 

Отца Мамыр - Кокеная – исполнят заслуженный деятель Казахстана Жанат Шыбыкбаев, Евгений Чайников, Шынгыс Расылхан, Валерий Селиванов.

Жанат Шыбыкбаев рассказывает, что партия требует выраженных вокальных данных, но еще больше актерского мастерства, потому что артист должен передать гнев, боль, тяжелейшую утрату от потери дочери, которую сам же дает приказ убить. По словам певца, это самая сложная сцена:

«Мы готовились к выступлению с сентября прошлого года. В результате этой колоссальной работы перед зрителями возродится история трехсотлетней давности».

Его коллега - Евгений Чайников, в репертуаре которого прекрасно воплощенные партии Жиренше в опере «Абай» А. Жубанова и Л. Хамиди, Тайшык-хан в опере «Алпамыс» Е. Рахмадиева, отметил, что этот спектакль отличают интересные режиссерские задачи, с которыми он ранее не сталкивался. 

«Здесь нет заложенных стереотипов, как, например, в операх Дж. Верди, Дж. Россини, Г. Доницетти, которые ставятся по всему миру. Всей постановочной группе и нам, артистам, предоставляется простор для творчества. Своего рода, это исторический момент, так как рождается национальный проект высокого качества. Поэтому нам интересно, каждый старается глубоко раскрыть свою партию. К примеру, в моей очень много психологизма, мы видим изменения Кокеная от человека сомневающегося, который слушает мнение народа, позволяет убить дочь, и тут же ее оплакивает, испытывает страдания, отцовские переживания. Затем он страстно желает отомстить за убитую дочь, герой считает, что и Калкаман должен умереть, то есть в определенном смысле происходит помешательство. Именно с этим страданием, оплакиванием, я не сталкивался в других спектаклях, поэтому для развития моего актерского опыта интересно было поработать над плачем, где все нужно рассчитать вокально, чтобы показать голосовые надрывы», – объяснил он.   

В партии главного героя Калкамана предстанут Рамзат Балакишиев, Саян Исин, Артур Габдиев, Нарул Тойкенов.

Артур уверен, что этот спектакль должен быть представлен не только на родине, но и за рубежом в рамках гастролей, потому что история двух влюбленных, которым нельзя быть вместе, близка многим народам, но казахский национальный колорит делает ее особенно уникальной:

«Прежде чем приступить к изучению партии Калкамана, я обратился к истории произведения, прочитал либретто, к сожалению, аудиоверсию этой оперы найти сложно. Поэтому я стараюсь внести в исполнение свое внутреннее ощущение моего героя и максимально эффектно передать его зрителям. Мы готовим спектакль вместе со знаменитым режиссером Юрием Александровым, он нас очень поддерживает. Мне нравится, как он «вытаскивает» из артистов разные эмоции, все это дает нам свободу творчества».

Для Рамзата Балакишиева это будет первое исполнение заглавной партии.

«Это не так просто, как кажется, ведь вначале он поет о любви, затем оплакивает потерю возлюбленной, а ближе к концу выступления поет арию перед смертью. Эта ария сложна вокально, с непростыми тесситурными задачами, диапазон составляет две октавы, от низкой ре до верхней си. Причем эти высокие ноты следует брать в конце арии. Здесь мы не только работаем с голосом и дыханием, но и прикладываем много усилий эмоционально, чтобы максимально войти в роль. Когда мы поем о любви, мы чувствуем любовь в наших сердцах на протяжении всего выступления. Согласно либретто, главный герой ранен из лука, то есть мне нужно показать боль, которую он испытывает и одновременно спеть арию. Когда его любимая Мамыр умирает, Калкаман поет: «Нет смысла больше ходить мне по этой земле». И голос не должен звучать вокально свежо, он должен звучать с болью и трагедией, которая случается у любящих сердец, у разбитых сердец. Моя задача – передать так глубоко эмоционально роль, чтобы зрители, в том числе зарубежные гости, могли ее понять, не читая титров», – поделился он.

Солист «Астана Опера» Беимбет Танарыков рад тому, что репертуар театра пополнился еще одной национальной оперой. Он рассказал, что подготовка проходит интересно и легко, все потому, что все артисты не первый год работают с режиссером-постановщиком, который успел изучить характер каждого исполнителя и знает, какие возможности есть у того или иного солиста:

«Я стараюсь полностью раскрыть партию посланника Олжая. Если в произведении Шакарима Кудайбердиева этот персонаж изображен героем, то в нашем спектакле он представлен связующим звеном двух великих личностей - Анет баба, которого исполнят Азамат Желтыргузов, Расул Жармагамбетов, Алтынбек Абильда, и Кокеная. Этот персонаж очень близок мне, он честный, энергичный, справедливый, слово его достигает в самое сердце человека. В то же время хочется отметить уникальную особенность музыки композитора Балнур Кыдырбек, в которой каждое слово должно звучать с особыми акцентами, тогда герой обязательно раскроется». 

В этой партии зрительская аудитория сможет также оценить талант Ерулана Камела и Талгата Аллабиринова.  

Танец душ

И если пред солистами оперы стоит задача отображать мир реальный со всеми его перипетиями, то артисты балета погружаются в другой мир, где находятся души героев Калкамана и Мамыр. Так, душу Мамыр готовятся показать заслуженный деятель Казахстана Анель Рустемова, Гульназ Жанаева, душу Калкамана – Сунгат Кыдырбай, Далер Запаров, Турлыхан Тойган. 

«Их судьбы переплетаются, а души сопереживают, помогают, дают надежду, силы, они также упиваются счастьем, любовью друг к другу, как и реально существующие Калкаман и Мамыр. То есть, в этом спектакле это неразделимые герои и в очень многих сценах души дают опору Калкаману и Мамыр. Балетом выражены и любовные сцены, лирика, романтика, все это, на мой взгляд, очень уместно и выразительно», – рассказывает хореограф-постановщик Надежда Калинина.    

Из самых трудных задач для солистов балета хореограф выделила сложность подстраиваться под разные вокальные возможности солистов оперы, которых они должны внимательно слушать, учитывая всю нюансировку:

«В балете задействовано восемь пар кордебалета и пара ведущих солистов. Мне было очень интересно работать с ребятами, с горящими глазами они подхватывали немного непривычную им хореографию, лексику, стилизованную, естественно, казахскую, и являлись во многом творцами. Поэтому я получила удовольствие от работы, и надеюсь, мы порадуем результатом. У нас идет огромный блок: первое действие практически все выстроено на балете, включая первую танцевальную картину. Хочется, чтобы все это было, в первую очередь, зрелищно. Ребята очень стараются, репетируют и утром, и вечером, достигая таким образом мастерства».

Музыка, хранящая историю веков

Балнур Кыдырбек создала оркестровую партитуру для большого состава оркестра. Яркая и выразительная музыка оперы-балета написана современной техникой письма. Дирижер-постановщик Абзал Мухитдин выделил ее главную черту – политональность, и отметил также, что эта музыка достаточно запоминающаяся, а это верный показатель того, что она будет жить долго. Кроме того, в ней есть основной посыл – всем должна править любовь. И действительно, что может быть важнее этого глубокого и безграничного чувства?

«Астана Опера» представит эту постановку в преддверии 165-летия Ш. Кудайбердиева, что придает премьере еще большую значимость. Опера-балет «Калкаман - Мамыр» также станет финальным аккордом уходящего 2022 года, который прошел для театра успешно и очень насыщенно.