Кинофестиваль Sundance — главный смотр американского независимого кино. Каждый год большие голливудские звезды и дебютанты инди-кинематографа собираются в заснеженном Парк-Сити чтобы показать свои новые работы.
Кураторы фестиваля показывают как престижные драмы, так и абсолютно отбитые хорроры. Единственная задача кинофестиваля — расширить возможности современного кинематографа.
Фестиваль 2025 года начнется уже 23 января, но программу смотра объявили только недавно. Покопались в десятке независимых конкурсов Sundance и выбрали для вас восемь фильмов, на которые стоит обратить внимание.
«Пузырь и писк» (Конкурс драматического кинематографа США)
Замужняя пара Деклан и Долорес прибывают в загадочную страну, главный закон которой звучит так — «Никакой капусты». Разумеется, молодожены сразу сталкиваются с подозрениями со стороны местных жителей. Деклана и Долорес обвиняют в нелегальном ввозе капусты, и по их следам начинает идти жуткий таможенник Шазбор.
Конкурс драматического кинематографа США — самая серьезная программа «Сандэнс». Строгий отбор в конкурс обычно проходят остросоциальные драмы и престижные инди, но в этом году отборщики наконец решили пустить в программу комедию. Абсурдистскую дистопию «Жаркое из капусты и картофеля» снял андеграундный драматург Эван Туи, а главные роли исполнили Химеш Патель («Станция 11») и Сара Голдберг («Барри»). А уже на втором плане появятся завсегдатаи «Сандэнса» — Дэйв Франко, Стивен Ян и гений британской комедии Мэтт Берри.
«ЛУЗ» (Основной конкурс международного кинематографа)
В залитым неоновым светом городе Чунцине мужчина по имени Вэй ищет свою пропавшую дочь. А в не менее футуристическом Гонконге галеристка Рен страдает от внезапного возвращения мачехи Сабин. Судьбы героев сплетаются в виртуальной реальности, по которой бродит загадочный неоновый олень, который раскрывает тайны и помогает людям понять себя и других.
Режиссер культовой гонконгской драмы «Изгибы» Флора Лау возвращается в большое кино спустя 12 лет, да еще и прихватив с собой Изабель Юппер. «Луз» — это, одновременно, и нуар, и чувственная драма об одиночестве в большом городе. История фильма постоянно ломается и останавливается — Лау снимает не очередную азиатскую драму, а киберпанк-манифест, в котором город играет не меньшую роль чем актеры. Второстепенные роли в фильме сыграли тайваньская актриса Сандрин Пинна и звезда «Летнего дворца» Ксиаодонг Гуо.
«По задумке» (Программа NEXT)
Женщина Камилла — эталонная бесцельная домохозяйка средних лет. Она окружила себя подругами, которые говорят только о себе, а нехватка денег лишала ее единственной радости — покупки дизайнерского стула, в который Камилла влюбилась с первого взгляда. Вопреки логике, Камилла сама превращается в дизайнерский стул, который оказывается в квартире успешного пианиста Оливье.
Хулиганка Аманда Крамер, два года назад поразившая зрителей своими смелыми экспериментами «Пожалей меня!» и «Пожалуйста, детка, пожалуйста», уже успела снять новую ленту. Безумный сюжет прекрасно отражает интересы режиссера — она снимает эпическую сказку, которая вскрывает проблемы современного общества с помощью абсурда и черного юмора. Главную роль в фильме исполнила Джульетт Льюис, а на втором плане засветились Мамуду Ати («Архив 81») и легенда авангарда Удо Кир.
«Проект "Убийца Зодиак"» (Программа NEXT)
Легендарному убийце Зодиаку посвящены десятки книг и несколько фильмов. Режиссер Чарли Шеклтон тоже хотел снять документальное расследование о загадочном маньяке, но проект фильма так и остался проектом. Но режиссер решил довести задуманное до финала — он снял фильм, посвященный его безрезультатным попыткам снять картину о Зодиаке.
Режиссер Чарли Шеклтон впервые прославился затянутым и намеренно бессмысленным фильмом, в котором зрители восемь часов наблюдали за тем, как на стене сохнет белая краска. Радостно, что режиссер решил заняться настоящим кинематографом и отложил свои шутки в дальний ящик. Новый фильм Шеклтона — тотальная деконструкция жанра тру-крайм. Режиссер играет со своим зрителем в кошки-мышки, то обещая назвать имя таинственного убийцы Зодиака, то пускаясь в бессмысленные рассуждения о собственной жизни. Псевдо-документальный фильм, ломающий законы жанра — именно то, для чего было создана программа передового кино NEXT.
«День Питера Худжара» (Программа Premieres)
В 1974 году фотограф Питер Худжар приходит в гости к подруге Линде Розенкранц. Парочка приятелей пройдется по всем известным именам «большого яблока», обсудят цену на сэндвичи и порассуждают о собственном творческом бессилии. Этот день не поменяет судьбу мира и не изменит жизни Худжара и Розенкранц. Это просто очередной день.
Певец обыденных жизней Айра Сакс представит на «Сандэнс» свой самый авангардный проект — реалистичную реконструкцию одного дня, который культовый фотограф Худжар провел в компании Розенкранц. Сакс заключает арт-тусовку Нью-Йорка 1970-х в диалог, снимает портрет эпохи в миниатюре. Фильм основан на одноименных мемуарах Розенкранц, но ожидать дословной экранизации книги не стоит — Сакс любит экспериментировать в своих сценариях. Главные роли в картине сыграли Бен Уишоу и Ребекка Холл,.
https://festival.sundance.org/program/film/675328c3707ccdb2e00897f0
«Сны поездов» (Программа Premieres)
Лесоруб Роберт Грейнир — трудяга начала XX века, тратящий здоровье на строительстве железной дороги. У Роберта есть жена и ребенок, но работа не дает ему проводить много времени с семьей — обычному мужчине придется обрести себя на фоне стремительно меняющегося американского пейзажа.
Культовая новелла писателя Денниса Джонсона наконец получила долгожданную экранизацию. За текст взялся Клинт Бентли, режиссер невероятного сильного, но преступно недооцененного «Жокея». Пару лет назад, Клер Дени не смогла превратить сложную книгу Джонсона в фильм «Звезды в полдень», так что Бентли можно только пожелать удачи. По крайней мере, у «Снов поездов» отличный актерский состав — в фильме сыграли Джоэл Эдгертон, Фелисити Джонс, Керри Кондон и Уильям Х. Мэйси.
«Опус» (Программа Midnight)
Молодую и жадную до славы журналистку неожиданно приглашают посетить охраняемый объект, расположенный в сотне километров от ближайшего населенного пункта. Владелец объекта — легендарный поп-певец Моретти, пропавший с радаров почти тридцать лет назад. Журналистка уже предвкушает Пулитцеровскую премию и всемирное признание, но у Моретти есть на нее другие планы.
Звезду «Медведя» Айо Эдебири стоит похвалить за идеальное чутье на интересные сценарии — каждый новый проект актрисы звучит оригинально. Хоррор-дебют Марка Энтони Грина «Опус» не стал исключением — стильная история о поп-культурной жути вполне может стать одним из главных жанровых фильмов 2025 года. Загадочного певца сыграл лучший характерный актер современности Джон Малкович, а в одной из ролей появится и Джульетт Льюис.
«Ловушка для кролика» (Программа Midnight)
Авангардный музыкант и ее муж переезжают в небольшой коттедж, затерянный в лесах Уэльса. Отношения между супругами стремительно портятся, но крупной ссоре мешает появление загадочной девочки, которая приносит что-то жуткое в музыку и жизни семейной пары.
Режиссер Брин Чейни снял свой дебютный полнометражный фильм на тактильную 35-миллиметровую пленку, а на главные роли согласились Дев Патель и Рози МакЭвен. Кураторы «Сандэнс» называют «Ловушку для кроликов» новым словом в жанре фолк-хоррор, и смелому заявлению действительно хочется верить. Особенно учитывая, что одним из продюсеров фильма выступил сам Элайджа Вуд.