На открытии 75-го Берлинского международного кинофестиваля показали новую картину легендарного немецкого режиссёра Тома Тыквера — «Свет». Постановщик впервые громко заявил о себе ещё в 1998 году с экспериментальной драмой «Беги, Лола, беги», а позже неоднократно сотрудничал с сестрами Вачовски — во времена создания франшизы «Матрица» и работы над «Облачным атласом». Однако после череды крайне слабых лент, Тыквер надолго исчез из поля зрения.
О том, получилось ли у немецкого постановщика вернуться в индустрию или же «Свет» оказался очередным неудачным проектом режиссёра, рассказывает кинокритик Ораз Керейбаев.
Сюжет

Лента крутится вокруг жизни семейства Энгельс. Отец, Тим, — ярый приверженец левых идей, который при этом работает в огромной корпорации. Его жена, Милена, — сотрудница ООН, много лет ведущая программы по творческому развитию населения Кении. Их сын, Йон, — 17-летний геймер, проводящий всё время в комнате за игрой в виртуальной реальности. Его сестра-близнец, Фрида, — завсегдатай баров и ночных клубов, скрывающая от семьи свою беременность. В общем, как описывает их один из персонажей фильма, перед зрителями предстаёт стандартная дисфункциональная немецкая семья.
Казалось бы, их жизнь могла и дальше идти своим чередом: проблемы в браке, ссоры между родителями и детьми, а также одинокие посиделки членов семьи в своих комнатах. Однако все меняется, когда домработница семьи Энгельс умирает от сердечного приступа, а на ее место приходит загадочная сирийская беженка Фарра. С собой в дом она приносит не только единение, но и необычную лампу, излучающую тот самый свет, в честь которого и назван фильм.
Элита и иммигранты

Традиционно для европейского кино последних лет, «Свет» оказался очередным кричащим высказыванием про миграционные проблемы. Немцы здесь поголовно плохие, а представители других национальностей несут только добро, исцеляя семью Энгельс от их высокомерия и оторванности от реальной жизни. При том, что технически почти все главные герои в начале ленты видят себя этакими борцами за справедливость и равноправие, как становится понятно дальше, каждый из них воюет лишь с вершиной айсберга, то и дело закрывая глаза на реальные проблемы в семье и обществе.

Если смотреть на «Свет» как на социальную сатиру, то творение Тыквера выглядит неплохо в течение первой трети фильма. Берлин здесь постоянно дождливый, представители закона обращают внимание только на мелкие нарушения, а холодильник семьи Энгельс доверху заполнен пивом и вином.
Однако, чем дальше режиссер углубляется в тему притворства европейцев и проблемы жизни иммигрантов, тем очевиднее становится неспособность Тыквера внятно выразить темы на экране. Так, сюжетные повороты угадываются за милю, а метафоры считываются невооруженным взглядом. В итоге, «Свет» попадает в длинный список одинаковых работ европейских авторов, проходящихся по важным темам поверхностно, не вдаваясь в суть проблемы. В этом смысле Тыквер напоминает всю семейку Энгельс.
Аудиовизуальная вакханалия

«Свет» запоминается не только кричащими высказываниями, но и такой же визуальной составляющей. В фильме смешано буквально все, начиная от пестрых музыкальных номеров, напоминающих скандальную «Эмилию Перес», и заканчивая коротким анимационным отрывком, выполненным в стиле «Человека-паука» Майлза Моралеса. В перерывах между песнями зрители получают возможность увидеть несколько сцен с обнаженными половыми органами, комичные фантазии об идеальном мужском теле, романтическую сцену левитации и, возвращаясь обратно к музыке, неуместное исполнение песни Bohemian Rhapsody.

Происходящий на экране сюр местами веселит, а какие-то эпизоды определенно врежутся в голову зрителю. Тем не менее, очень быстро разворачивающаяся вакханалия начинает утомлять, а каждый новый режиссерский прием в своей структуре оказывается репититативным.
Вывод
Фильмы открытия крупных фестивалей — это почти всегда слабые или проходные картины. В прошлом году, следуя этой логике, в Венеции был показан жанровый сиквел «Битлджуса», а в Каннах — проигнорированный всеми «Второй акт». На том же Берлинале уже три года подряд первый фильм становится не событием, а скорее разочарованием смотра. Так, в 2023 году зрителей ожидала проходная романтическая комедия с Энн Хэтауэй, а в 2024 — очень локальная ирландская история с Киллианом Мерфи.
Нынешний год продолжает традицию, представляя на суд зрителей громкий и запоминающийся, но вместе с этим вторичный и ненужный «Свет».
