Социальный работник с дипломом колумбийского университета Гуля Жакупова в своей авторской колонке делится с читателями Esquire своими мыслями, рожденными в ходе нелегкой ежедневной практики.

социолог люди экосистемы влияние психология

В социальной работе применяется очень много теорий, которые объясняют поведение человека в той или иной ситуации, ведь в нашей профессии очень важно понимать причины поведения человека, в том числе девиантного.

К слову, главное отличие профессионального соцработника от психолога в том, социальный работник – это специалист, подготовленный работать непосредственно с уязвимыми слоями населения.

Несмотря на то, что многие функции пересекаются, психолог видит проблему прежде всего в человеке и его реакции на определенные события, мы же стараемся понять и объяснить самому человеку, что его поведение зависит от многих факторов, в том числе от страны, в которой он родился, от культуры и традиций, от района, школы, в которую он ходил, а также от личных качеств характера.

Теория Бронфенбреннера, известная как экологическая модель развития человека, автором которой является известный американский психолог Ури Бронфенбреннер утверждает, что жизнь человека развивается под влиянием четырех экосистем, которые могут позитивно или негативно влиять на него.

Название этих экосистем: микросистема, мезосистема, экзосистема и макросистема.

Микросистема

Микросистема – это среда, в которую человек попадает после рождения. У большинства людей это семья – папа, мама, братья, сестры. И, как мы знаем, это может быть семья, где ребенка не особенно ждали, или ждали мальчика, а родилась девочка, или вместо семьи ребенок попадает в дом малютки. Любая ситуация однозначно отразится на жизни ребенка в лучшую или в худшую сторону, повлияет на привычки, ценности, здоровье, интеллект. Примеров с положительными и негативными примерами микросистем много. Каждый из нас может проанализировать свою жизнь и понять, как на нас отразилась наша микросистема.

Мне вспоминается один клиент, с которым я работала в Америке: попав в неблагополучную биологическую семью после рождения, которая от него отказалась, ему посчастливилось быть усыновленным замечательными родителями, давшими тепло и заботу в детстве, и позже, когда он признался, что его привлекают мужчины, а не женщины, полностью без всяких оговорок поддержавшими его. Благодаря родителя он стал успешным риелтором, имеет собственный бизнес, занимается благотворительностью.

Мезосистема

Мезосистема отвечает за отношения разных систем между собой, что также может влиять на жизнь человека. В благополучной мезосистеме родители в хороших отношениях с соседями, сверстники не пропускают школу, учителя уважают директора и не выплескивают свой гнев на детях. Отношения других людей, организаций между собой тоже может позитивно или негативно сказываться на нашем развитии.

Здесь мне хочется привести в пример главного героя фильма «Районы» режиссера Акана Сатаева. Если вы смотрели этот фильм, то заметили, как резко изменилась жизнь подростка из благополучной семьи после того, как он переехал в другой район, где царили «свои» правила. Если ты не был «крутым» парнем, то автоматически переходил в число лохов, ну а с лохами никто не считался. Соответственно и судьба мальчика сложилась драматично: заброшенная учеба, постоянные драки, наркотики, смерть друга, убийство, тюрьма. А, казалось бы, парнишка просто поменял район.

Экзосистема

Состоит из тех элементов среды, в которых ребенок не играет активной роли, но которые так или иначе оказывают на него влияние. Ярким примером может послужить работа родителей. Гибкий график, оплачиваемые отпуски родителей, больничный лист в случае болезни детей — вот эко-набор, содействующий воспитанию и благополучному развитию ребенка. Даже министр образования Ерлан Сагадиев понимает важность благополучной экзосистемы для развития детей, судя по призыву, прозвучавшему в октябре 2016 года на заседании правительства, не задерживаться на работе. Работодатель, который прислушается к словам министра и станет отпускать сотрудников домой вовремя, чтобы они проводили больше времени с детьми, будет сопутствовать благоприятной экзосистеме.

Макросистема

Эта система включает в себя обычаи, ценности, ресурсы, технологии, законы и нормы страны, в которой человек родился. Если в стране не поощряется рождаемость и не предоставляется отпуск по уходу за ребенком, то он будет расти в условиях нехватки материнского внимания, а микро-, мезо- и экзосистемы могут оказаться недостаточными, чтобы это компенсировать. Другим примером неблагополучной макросистемы являются страны, где инклюзивное образование пока не развито. В таких странах большинство особенных детей вынуждены получать образование дома, они остаются «невидимыми» для других, что заставляет нас думать, что в стране нет людей с ограниченными возможностями, хотя это не так.

Преодолеть негативное влияние макросистемы очень трудно. Если от молодых девушек, родивших вне брака отказываются родители, потому что в казахстанском обществе рождение ребенка вне брака до сих считается позором, и семье легче отказаться от дочери, которая ждет ребенка, нежели принять ее, то даже самые прекрасные акции не переломят ситуацию. Проект «Дом мамы», созданный для поддержки молодых женщин, значительно сократил «поставку» младенцев в детские приюты, но работать также надо с обществом в целом, с макросистемой.

Ура Бронфенбреннер полагал, что самую значительное влияние на развитие человека оказывает именно макросистема, поскольку она воздействует на все другие уровни.

Проблемы в жизни человека не всегда являются результатом его собственных ошибок, а могут быть результатом сбоя в экосистемах. Этот тот случай, когда человек лишь заложник обстоятельств, не каждый способен преодолеть не зависящие от него обстоятельства – для нас, соцработников, очень важно, чтобы общество понимало это. Поэтому и работа наша фокусируется не только на самом человеке и его девиантном поведении, а включает в себя комплексную работу с семьей, с различными группами, которым принадлежит человек, с обществом и государством.

Что может сделать соцработник, чтобы применять и учитывать в своей работе теорию Бронфенбреннера?

В первую очередь, изучить структуру и историю семьи, даже предков. Важно быть в курсе экономических изменений в стране. Повышение курса доллара может влиять на повышение цен на продукты и одежду или увеличить сумму кредита, что в свою очередь может сказаться на отношениях между родителями, сокращение расходов на отдых, качественную еду и одежду, а это стресс и ухудшение отношений между людьми.

Важна культурная компетенция соцработника – он должен изучить обычаи и традиции группы, с которой работает. Работа с мигрантами из Таджикистана отличается от работы с семьями, в которых растут особенные дети или есть бывшие заключенные.

Можно много писать о теории Бронфенбреннера. Но суть ее – гуманность. Да, человек иногда ведет себя «плохо», да, человек не всегда отвечает нашим ожиданиям, и сам порой не понимает, почему поступает именно так. Наша задача объяснить, что в этом виноват не только он, но и обстоятельства, и жизненные условия, и общие ценности, и даже страна, в которой он родился. Мы отнюдь не стремимся снять личную ответственность – мы лишь убеждены, что понимание и поставка правильного «диагноза» ведет к исцелению. Помочь человеку и всему обществу разобраться в себе, это как минимум первый шаг к тому чтобы посчитать и вытащить из шкафа все свои скелеты.