Да, история Лидии Тар — не легший в основу сценария байопик реально жившего на Земле персонажа. Это повесть о вымышленном характере, в которой, однако, воплотилось столько настоящего, что у зрителя не остается сомнений в подлинности жизнеописания главной героини. Что же в фильме такого натурального и почему на него стоит обратить внимание? Разбирается Роман Райфельд.

"Тар": зачем смотреть фильм про женщину-харассера
Кадр из фильма

Харассмент

Ощущение, что американский режиссер и одновременно сценарист картины Тодд Филд сразу снимал с прицелом на «Оскар» и модные кинофесты, потому и поместил эту тему в центр своей истории. Филд будто бы взял да заменил пол условного Харви Вайнштейна, чтобы показать, как будут развиваться события, окажись на его месте женщина. Его вывод: страдать она будет (вне зависимости от ее вины — доказанно-недоказанной) так же сильно, как, к примеру, Кевин Спейси. Тем значительнее, чем всесильнее социальные сети и яростнее жажда общества забыть о презумпции невиновности — одном из основных принципов судопроизводства.

Феминизм

С этой точки зрения здесь любопытно все, начиная от поведения ведущей в танце жизни лесбийски ориентированной главной героини фильма. Она — дирижёрка, что растит с партнершей (первой скрипкой, кстати) приемную дочурку. Она же предпочитает, чтобы ее называли практически бесполо, как это слышится уху. Разница между maestro и meastra размыта и выявляется лишь на письме, которое не является, как известно, официальным языком кинематографа. Она, предпочитающая платьям элегантные брючные костюмы, в конце концов, первая женщина в мире, овладевшая (простите игру слов) крупнейшим и легендарным европейским оркестром.

"Тар": зачем смотреть фильм про женщину-харассера
Кадр из фильма

Берлинский филармонический

Как фанат этого музыкального учреждения, в дни пандемии дарившего свои концерты всему миру, могу лишь подтвердить, что картина снималась именно в его фирменном зале с бесподобнейшей современной архитектурой и акустикой. Зале, что располагается в городе-центре мировой культуры, где, впрочем, более 80 лет назад свершались и грандиознейшие антикультурные преступления.

Главные лица

Не буду растекаться по касту, скажу лишь, что главные криейторы, на мой взгляд, — названный выше Тодд Филд, актриса Кейт Бланшетт и… неразгаданный австрийский композитор Густав Малер, чью Пятую симфонию репетируют по сюжету музыканты. Создатель фильма «Тар» — режиссер и киноактер (снимался у Вуди Аллена и Стэнли Кубрика) Тодд Филд — громко заявил о себе в 2006 году, когда его картина «Как малые дети» номинировалась сразу на 3 «Оскара» и 1 «БАФТУ» (была еще и кинолента «В спальне», 2001, но она знакома скорее ценителям кино, нежели обывателям).

Любопытно, что тогда среди номинанток значилась Кейт Уинслет, исключительная британская актриса. В 2023 году среди них, полагаю, окажется ее соотечественница по Содружеству британской короны, австралийка, не менее прекрасная Кейт Бланшетт из свежей картины Филда. Не совру, выразив мнение, что среди ролей в ее фильмографии эта одна из самых ярких и экстравагантных. Хотя фанаты справедливо закидают меня мочёными яблоками, ведь в портфолио Бланшетт проходных, неприметных, серых ролей просто нет и быть не может. Если вы даже впервые видите картину с ее участием, уверяю, вас как прикуёт к ее образу и изящной актерской работе с первой сцены фильма — длинному интервью в 16 минут, так и не отпустит до самых последних кадров ее выступления на китайской сцене, обвиненной и репрессированной обществом без суда и следствия. Я вам скажу, Бланшетт — это бомба: и вообще, и в этой роли в частности. И не только потому, что взрывается чуть не в прямом смысле (удержусь от спойлеров) в кульминационой сцене картины.

"Тар": зачем смотреть фильм про женщину-харассера
Кадр из фильма

Множество фильмов в одном

Фильм имеет смысл смотреть еще и потому, что на каждом этапе своего развития он предлагает зрящему его абсолютно разные стили и жанры, в итоге выливаясь в целостное кинопроизведение, доставляющее усладу взору. Речь, как о подуставших от пластиковых компьютерно-сгенерированных фильмов, так и от тех, кого притомили натужные и протяжные до ужаса арт-хаусные работы, обошедшиеся без обращения к искусственному интеллекту. В «Таре» нашлось место даже для комедии. Один только эпизод обеда Л. Тар в ресторане с прожорливой обожающей Ростроповича русской виолончелисткой Ольгой Меткиной чего стоит! Ее, к слову, сыграла виолончелистка настоящая — британская немка Софи Кауэр. А в другой сцене, где Тар будто шарахается по какому-то сквоту, сложно не удержаться и не воскликнуть: что за мистический триллер они мне здесь подают?!

Резюмируя…

По статистике киносайта IMDb «Тар» уже получил более 30 наград (включая Венецианский кинофестиваль) и отметился более чем в 100 самых разных номинациях. В конце декабря объявлены участники шорт-листов, в январе пройдет голосование, и уже 24 января огласят список номинантов 95-ой церемонии «Оскар». Уверен, будет среди них и «Тар». Он точно есть среди номинантов «Золотого глобуса», церемония пройдет 10 января. Фильм — история всемирно известной представительницы академической музыки, взлетевшей к славе, казалось, выше неба, а после — низвергнутой в ад. Репутация — ничто, социальные сети — зло. У вас еще уйма времени прикоснуться к кинематографу, каким он должен быть, посмотрев ленту когда-то подававшего надежды и неслучившегося джазового музыканта Тодда Филда. Вот откуда в нем такая любовь к импровизации! Эстетическое наслаждение плюс удовольствие от лицезрения разворачивающегося в кадре действия — вот что вы получите. И да — после просмотра вам наверняка захочется не только послушать Пятую Малера, но также и работы композитора фильма — исландки Хильдур Гуднадоттир, авторки музыки к «Джокеру» и «Чернобылю».

https://www.youtube.com/watch?v=tNOacA8_xdI
Поделиться: