Esquire.kz прогулялся по обновленным улицам Алматы вместе с автором популярного блога Almaty — my first love Рустемом Аламановым и выяснил, так ли хороши новые пешеходные улицы.
Все лето в своем блоге я только и писал, что о постоянных пробках и перекопанных улицах. Тема настолько приелась, что я с радостью на время покинул Алматы. Поэтому новость о завершении работ на пешеходных улицах застала меня... нет, не врасплох, а в поезде между Астаной и Павлодаром. Так и не сумев заснуть на верхней полке мчащегося на всех парах поезда, мне оставалось лишь разглядывать фотографии обновленной площади «Астана» и считать сколько раз в новостях напишут о том, что работы завершились раньше запланированного срока. Таким образом, акимат сделал подарок алматинцам ко Дню города.
После возвращения я сел в метро и проехал несколько лишних станций, чтобы посмотреть на все изменения. Первым на моем пути стал театра оперы и балета им. Абая, вокруг которого крутилась толпа взволнованных людей в пиджаках и полицейской форме. Оказалось, в этот день в город прибыл Нурсултан Назарбаев. Глава государства как и я решил прогуляться по обновленным улицам Панфилова и Жибек Жолы. Интересно, что наши мнения сошлись, президент высоко оценил реконструкцию улиц, а я, признаться, и сам не ожидал, что увижу настолько впечатляющий результат. Я сомневался, что меня вообще пропустят на обновлённую улицу. Но секьюрити в этот день не зверствовали. Я спокойно пошел изучать «подарок» Байбека и видел рядом довольных молодых ребят — кое-кто вел прямую трансляцию в Инстаграм, другие просто фотографировали.
Так что же изменилось в Алматы?
Улицу Панфилова выложили новой гранитной плиткой общей площадью 22 тысячи квадратных метров. Во время строительства рабочие нашли булыжную брусчатку 30-х годов, которую Байбек поручил сохранить. Поэтому каждый прохожий сможет не только прикоснуться к истории, но и наступить на нее.
Обновленная Панфилова очень уютная — по всей улице установлены фонари уличного освещения, сухие фонтаны, скамейки причудливых форм, современные игровые площадки, а на асфальте красуются 3D-рисунки. В целом создалось очень приятное впечатление, словно я оказался в другом городе — не там, где перегруженные улицы, плохие дороги, переполненные автобусы, забитые мусором арыки и отсутствующие парковки. Хочется надеяться, что новые пешеходные улицы — лишь начало масштабных перемен, и впереди нас ждёт реконструкция транспортной системы, строительство парковочных мест в центре города, реконструкция арыков и многое другое.
На Старой площади (площадь «Астана») построили велодорожки, посадили цветы, открыли фонтаны с ночным освещением и поставили скамейки. Отныне это улица с приоритетом для пешеходов. Проезжую часть сократили настолько, что автовладельцам остаётся лишь недоумевать. Как теперь ездить по узким улочкам, где парковаться и что делать дальше — не понятно. Вопросов пока больше, чем ответов. Чего-то не учли в плане реконструкции Алматы. Построив пешеходные улицы и велодорожки, снеся заборы и уродливые рекламные вывески, забыли о существовании более полумиллиона зарегистрированных автомобилей.
Очевидно, что Акимат пытается заставить алматинцев слезть с автомобилей и найти другой способ передвижения по городу. Но пока ездить в городских автобусах невозможно, станций метро катастрофически мало, а передвигаться на велосипедах проблематично (зима близко), алматинцы ни за что не променяют железного коня на что-то другое. Нельзя так просто сузить улицы, убрать места для парковок и ждать, что получится. Нужна реконструкцию общественного транспорта, большие — пусть и платные — парковки, и люди сами вскоре поймут, что лучше для них и дорожной ситуации в городе. Очень хорошо, что спустя долгие годы наконец-то вспомнили о пешеходах, но очень плохо, что сразу же забыли обо всех остальных.
Обновленный Арбат — пример того, как новое может гармонично уживаться со старым. Из уличной плитки здесь собрали причудливые узоры, фонари ночного освещения выполнены в европейском стиле, художникам и музыкантам обещают выделить специальную зону, а множество скамеек так и приглашают горожан посидеть и отдохнуть под солнцем. Работы здесь пока не завершены — при мне рабочие сажали деревья, но будущий результат уже чувствуется. Наш старый и любимый Арбат словно обрел новую жизнь.
Что важно, самую старую и легендарную улицу Алматы разгрузили от визуального мусора. Еще в начале лета отсюда не без скандалов убрали многие рестораны, рекламные вывески и ларьки. Фасады ближайших зданий обновили.
С болью, скандалами, неприятием и отторжением Алматы меняется. Должен признать, к лучшему. Так что давай, Байбек, не сдавайся и продолжай! Тебе предстоит многое изменить после бесславных правлений былых предшественников. А город поможет чем сможет…
Судя по многочисленным комментариям в социальных сетях и новостных сайтах, получившийся результат приятно удивил алматинцев. Многие сошлись во мнении, что те жертвы, на которые мы пошли — перекрытые улицы, пробки, строительная грязь, шум — того стоили. Наверное, и Байбек был прав, когда сказал, что ругать Акимат будут три месяца, а благодарить десятилетия. Хочется верить, что от реконструкции улиц выиграют не только пешеходы, но и велосипедисты, владельцы магазинов и ресторанов. У горожан будет меньше поводов сидеть дома или, что еще хуже, в подъездах. Осталось понять одно: общественное пространство — это не только пешеходная улица или парк. Общественное пространство — это наш город. Поэтому так важно любить и ценить его. И начать нужно с самого себя! Ведь нам, нашим детям, внукам и их детям здесь еще жить!
Автор блога об Алматы Рустем Аламанов