Шведский кинорежиссер Рубен Эстлунд собрал пеструю компанию на бывшей яхте Онассиса, разбил ее вдребезги, а пассажиров выкинул на обитаемый остров, чтобы показать необитаемость их душ, а заодно и нашего мира. С новой картиной создателя “Добровольно-принудительно”, “Форс-мажор” и “Квадрат” разбирается Роман Райфельд.
Снимавшийся в Греции и Швеции фильм Эстлунда прежде всего уморителен, чего нельзя сказать о его предыдущих работах. Они мрачновато-замкнуты, полны критического сарказма, реализма, тревожности, документальности, чего угодно прочего, только не веселья. В новой работе на то, как шведский киномастер бичует узко буржуазные и общесоциальные пороки можно смотреть с улыбкой. Да и воспринимать такую попсовую форму подачи неискушенному обывателю проще и приятнее.
Фильм, как и многие в последние два года, снимался не просто, с большими перерывами в производственном процессе. Что не помешало ему почти окупиться в прокате (потрачено 15,6 млн. долл., заработано 15,4, но прокат еще не завершен). Добавьте триумф его звукачей, отхвативших свой профессиональный приз, и самой ленты в Каннах - “Золотую пальмовую...” и долгие овации дарят не всем. И на Европейских кинонаградах в Рейкьявике 10 декабря Эстлунд претендует сам лично минимум на 2 награды – лучший режиссер и сценарист Европы, а “Треугольник печали” посоревнуется в номинации “лучший фильм” года с 34-мя другими.
Суть
На яхту попадает довольно пестрая компания. Кроме “пролетариата” – призванных ублажать VIP-пассажиров матросов, коков, стюардов и уборщиц, – здесь есть модели, миллиардеры, граждане разных стран мира и капитан (похоже только для проформы), т.к. судно прекрасно идет по волнам и без него. И он, запершись в своей каюте, много бухает, а в перерывах цитирует автора “Капитала” и “Манифеста Коммунистической партии”, не чураясь, впрочем, и Ленина. «Свобода в капиталистическом обществе,” - говорит он, – “всегда остается примерно такой же, какой была в Древней Греции – свободой для рабовладельцев».
Капитан Томас Смит (его чудно играет Вуди Харрельсон) признает, что его правительство убило Мартина Лютера Кинга, Малкольма Икс и обоих Кеннеди, а также свергло демократических лидеров в Чили, Венесуэле, Аргентине, Перу, Сальвадоре, Никарагуа, Панаме и Боливии, разделило с Британией Ближний Восток, создав искусственные границы и установив марионеточных диктаторов. Самый прямой по тексту фильм Эстлунда рубит правду-матку беззастенчиво в лоб: «...война стала нашей самой прибыльной отраслью. За каждую сброшенную бомбу кто-то зарабатывает миллион долларов... Господствующий класс всегда объявлял войны. Подчиненный класс всегда сражался… Они научили вас верить, что нашим патриотическим долгом является пойти на войну и позволить себе быть убитыми по их приказу... Когда Уолл-стрит говорит о войне, о войне говорит и пресса».
После всех этих не то ретвитов Маркса, не то мыслей режиссера вслух, вложенных в уста его героя, шокирует победа фильма в Каннах в разгар российской агрессии на Украине и западного лицемерия в связи с этим. Ведь, мысли, высказанные в “Треугольнике...”, они даже не столько о стороне, развязавшей конфликт, но о мире в целом, и в первую очередь – западном, т.к. восточный уже давно уничтожен развалом блока СССР. Впрочем, Маркс втянут в сценарную канву Эстлундом не случайно. Мало того, что криэйтору в целом импонирует теория немецкого философа, он разделяет и его взгляды не только на войну, но и на суть общества, обезображенного деньжищами надзорного капитализма – общества, в котором мы живем сегодня.
В картине, на мой взгляд, нет ни одного положительного героя. Не из них даже уборщица Эбигейл, которая в определенный момент вызывает симпатии зрителя, демонстрируя, что она единственный среди этого яхтенного сброда полезный обществу человек, способный что-то делать руками, пусть даже только ради того, чтобы выжить. Но даже она (вы и глазом не моргнете) становится монстром. В связи с этим нюансом, некоторые критики считают, что в фильме присутствует еще одна тема – тема мужчины, который полностью потерялся в современном мире и уже не знает, как ему себя вести. По этой теории, собственно, Эстлунд и вывел в единственно главные для него герои – хрупкую и крайне неуверенную в себе мужскую модель Карла (Харрис Дикинсон). Так что, режиссер “Квадрата” вновь создал произведение с двойным, а то и тройным дном.
О названии
"Треугольником печали" в современном мире называют автоматически образующиеся с возрастом морщины в том месте вашего лица, что находится между бровями. Чем больше вы их хмурите, тем более заметен становится в последствии ваш треугольник. К слову, там же обитает и чакра третьего глаза, пространство чрезвычайно важное в философии Востока. Она отвечает за всё, что связано с головным мозгом и памятью, восприятием окружающего мира, осознанием силы мысли и воображения, гибкостью мышления и пониманием мира. Чакра также отвечает за равновесие между левым и правым полушариями головного мозга, уравновешенность интуиции и эмоций с логикой и разумом.
То бишь, если там у вас все супер – что практически невозможно, – то вы в гармонии, душевной и физической. Собственно, картина шведа о том, что в мире (по крайней мере, среди ее героев), таковых людей нет – с треугольником печали у всех всё плохо. Занимательно в этой связи звучит в фильме монолог отборщика на модельном кастинге в прологе: “Можете расслабить свой треугольник печали? Между бровями, ага, здесь. Немного больше. Ок. И рот откройте, чтобы выглядеть немного более доступным. Но не так широко”. И напоследок цитата от Капитана/Маркса: «Последний капиталист, которого мы повесим, будет тем, кто продал нам веревку»...
В российском прокате кинолента стартовала 1 декабря, подтверждений о возможном прокате фильма в Казахстане наши прокатчики редакции не предоставили.