Руслан Пак, 40-летний режиссер из Узбекистана фильмом «Три» возвращает зрителя к событиям более чем 40-летней давности. Многие, бывшие тогда детьми помнят, как взрослые переходили на шепот, делясь на кухнях слухами об орудующем в Казахстане пожирателе людей. Работа режиссера, прямолинейно описывающая произошедшее, вышла, наконец, в казахстанский прокат. Роман Райфельд делится впечатлениями от просмотра.

«ТРИ»: фильм о казахском каннибале вышел на экраны

Создатели

Получивший в Сеуле кинематографическое образование режиссер решил обратиться к этой истории. Если не считать дипломной работы «Ханаан» (2011), это режиссерский дебют Руслана. Жанрово он представляет из себя смесь драмы, детектива и триллера. Однако создателям удалось выстроить его в ключе старого доброго советского детектива, по крайней мере в первой части. Причем, это комплимент. Отмечу работу оператора. Благодаря стараниям Ким Хен-Джуна, отдельные сцены смотрятся мастерски. Мало кто оценит и музыку, она тут не перетягивает одеяло на себя, хотя продукт продюсера, работающего под псевдонимом NST, заслуживает похвалы — это что-то новое для нашего кино. За то, что нужно смотреть ленту, помимо заслуг режиссера и оператора, говорит и превосходная работа художника-постановщика Азамата Конакбаева. Будь то старые гаражи, квартирная обстановка времен СССР, задействованный автопарк или одежда. И, раз уж это триллер, то какую бы брезгливость вы ни испытали, стоит сказать и о натуралистичности отрезанных голов и кусков мяса. Красота в деталях!

Бэкграунд

Если бы это была не реальная история, а очередные «зловещие мертвецы», можно было поюродствовать. Но как-то неуместно это в данной истории. Ведь, шизофреник Николай Джумагалиев существовал в реальности и съел 10 таких же реально живших на этой Земле человек. Узунагашский каннибал был признан психически невменяемым, а потому лечился в клинике, откуда он сбежал, позже был схвачен и до сих пор жив. Во время следствия людоед говорил: «В первый раз я ел человечину через силу, а потом привык». Любопытно, что виновным в десятом убийстве, произошедшем в 1990 году, — не факт, что последнем в его биографии, — Джумалиева признали только в 2014 году. Сообщается, что сейчас он находится в специализированной психиатрической лечебнице под Алматы. Ему 69 лет.

Каст

26-летний и незатертый кинематографом, хоть и много снимавшийся Аскар Ильясов  сыграл стажера милиции Шера Садыкова, который живёт со своей одинокой сестрой, души в нем не чаящей (Самал Еслямова, «Тюльпан», «Айка»). Стажировка начинается для него с поисков того самого людоеда. Актерский ансамбль удачно дополняют ушедший из жизни минувшей осенью россиянин Игорь Савочкин («Ночной дозор», «Левиафан», «Метод»), Нуржан Садыбеков («Ликвидатор», «Тараз») и, конечно, Жандос Айбасов, ах как хорошо сыгравший каннибала! Уж не знаю, зачем показанного во многих сценах в полный рост артиста создатели картины пытались «спрятать» от прессы, скрывая от СМИ его имя. Тем более, что работу свою Айбасов выполнил великолепно — есть, чем гордится. Да он наш Лектор! К слову, каст у картины прекрасен даже в небольших и эпизодических ролях, отобраны весьма фактурные артисты Толганай Талгат, Шарим Сарыбаев, Игорь Личадеев, Михаил Токарев.

Смотреть или нет?

Сюжет фильма хорош, но смущают сцены, требовавшие каскадеров и монтаж последних 15 минут фильма. Впрочем, по гамбургскому счету, сценарий и особенно диалоги — единственное, пожалуй, слабое место картины. Актеры выглядят неубедительно, к примеру, в эпизоде, когда сестра главного героя Дина, проявляя чрезмерную заботу о брате, устраивает истерику в больницу. Все, что было сказано там, как и в моменте выяснения ее отношений с братом, слушаются с кривой улыбкой, отвлекая от серьезности и реальности описываемых в фильме событий. «Чувство юмора — хорошо, но чувство меры — лучше,» как сказал один из героев картины. Не следуя собственным же заповедям, режиссер в середине картины, резко сворачивает с тропы триллера-детектива, погружая зрителя, зачем-то, сначала в социальную мелодраму, а после и вовсе в полумистические философствования о мире — появляются сцены из личной жизни и убийцы, и юного Пинкертона, а позднее и политика — «Олимпиада-80», «вражьи голоса», «в СССР каннибалов нет» и прочее. Все это было сделано весьма зря — редко для кого из режиссеров смешение жанров остается безнаказанным. Почему? Потому что мало кому это под силу сделать тонко и красиво. Однако, в целом история снята интересно. Любопытство современного зрителя, думаю, будет подкреплено и тем, что слишком много воды утекло с тех пор, и мало кто помнит подробности каннибальского дела с учетом закрытости и секретности информации в те далекие годы. Даже с учетом художественности описанного в сценарии картина дает представление о том, что тогда произошло.

https://www.youtube.com/watch?v=fLNjeCZIJbo

Поделиться: