3,5-часовая драма «Убийцы цветочной луны», премьера которой состоялась весной в Каннах, наконец-то добралась и до широкого проката. Разбираемся, из чего состоит эпическая кинокартина Мартина Скорсезе с Леонардо ДиКаприо и Робертом Де Ниро.
О чем фильм
100 лет назад на северо-востоке штата Оклахома произошел беспрецедентный случай. Индейцы племени осейдж, сосланные сюда властями США в конце XIX века, вдруг стали одними из богатейших людей страны. Причиной тому послужила обнаружившиеся на малопригодной для жизни пустоши залежи нефти. Торгуя «черным золотом», коренные американцы смогли обеспечить себя всем необходимым. В резервации были возведены просторные жилища, а представители племени, до этого существовавшие в нищете, обзавелись роскошными автомобилями, мехами и драгоценностями.
Как водится, деньги привлекли внимание охотников за легкой наживой, облюбовавших процветающее местечко. Среди них — безграмотный ветеран Первой мировой Эрнест Беркхарт, работающий шофером. Здесь также проживает его дядя Уильям Хейл, магнат и филантроп, провозгласивший себя другом всех осейджей. По настоянию влиятельного родственника Эрнест заводит роман с Молли, девушкой из зажиточной индейской семьи. Между тем осейджи начинают гибнуть один за другим при загадочных обстоятельствах.
Что лежит в основе
В 2017 году была издана книга «Убийцы цветочной луны. Нефть, деньги, кровь и рождение ФБР», ставшая бестселлером в США и завоевавшая множество наград. Ее автор — нью-йоркский журналист и писатель-публицист Дэвид Гранн, славящийся своей кропотливой работой с источниками. Произведение посвящено так называемой «Эпохе террора осейджей» — череде убийств, сотрясшей племя в 1920-е годы. На страницах описывается уникальная ситуация, когда коренные американцы ненадолго поменялись со своими угнетателями местами. Униженный белый человек, обнаружив себя в качестве прислуги, мириться с подобным раскладом не захотел. Так началась борьба за нефть, в ходе которой умерли десятки местных жителей. Индейцев травили, взрывали, набивали свинцом, после чего земли переходили по наследству их убийцам, не очень-то скрывшим преступления.
Развернувшаяся в резервации бойня не получила должного освещения в прессе, а чиновники предпочитали игнорировать происходящее. Как заключит один из зачинщиков: «Всем плевать, через несколько лет об этом никто и не вспомнит». Заговор был раскрыт лишь благодаря 29-летнему Эдгару Гуверу, возглавлявшему молодую организацию, ныне известную как ФБР.
Как это снято
Несмотря на то, что «Убийцы цветочной луны» — нон-фикшн, научный труд Гранна читается как увлекательный детектив с непредсказуемым сюжетом. Неудивительно, что студийные боссы выстроились в ряд, желая заполучить права на экранизацию. В итоге удача улыбнулась Apple, тогда как во главе проекта оказался живой классик Мартин Скорсезе, оставшийся от книги под большим впечатлением.
У Гранна основной упор делался на расследовании техасского рейнджера Тома Уайта, по поручению Гувера поймавшего виновных. Однако Скорсезе не хотел снимать типичный полицейский процедурал о «белом спасителе» и предложил взглянуть на трагедию под иным углом. Вместе со своим соавтором Эриком Ротом он существенно переработал литературный первоисточник, при этом сохранив все важные детали. В экранизации центральная фигура — бесхребетный мерзавец Беркхарт, главный подозреваемый, в то время как Уайт был задвинут глубоко на второй план. Человек, по приказу дяди совершавший бесчеловечные поступки, стал для зрителя проводником в округ Осейдж 1920-х, воссозданный с предельной аутентичностью. И именно глазами соучастника мы наблюдаем за тем, как по его милости жизнь одной семьи превращается в кошмар наяву.
Своим масштабом получившийся фильм сопоставим с монументальными «Бандами Нью-Йорка», в начале XXI века положившими старт сотрудничеству Скорсезе и Леонардо ДиКаприо. «Убийцы цветочной луны» — их шестая совместная работа. И, вероятно, лучшая. Заматеревший актер убедителен в роли манипулируемого дядюшкой бандита, эволюционирующего из улыбчивого и немного туповатого простака в чудовище. Его наставника Хэйла играет Роберт Де Ниро, еще один постоянный артист Скорсезе, снявшийся у него в десятый раз. И вновь точное попадание. Де Ниро пугающе органичен в образе добродушного покровителя индейцев, постепенно прибирающего к своим рукам их богатства. Если прежде Скорсезе относился к своим антигероям с неприкрытой симпатией, то в «Убийцах» от былой очарованности людскими пороками не остается и следа. Лучиком света в этом темном царстве оказывается отнюдь не законник Уайт, а стоически выдержавшая весь свалившийся на ее народ ужас Молли, роль которой филигранно исполнила коренная американка Лили Гладстон.
Вердикт
«Убийцы цветочной луны» — исчерпывающее высказывание на тему банальности зла и один из важнейших фильмов о геноциде индейцев белыми людьми. Сменив акценты и превратив детектив в историю больной любви, Скорсезе обнажил самые темные стороны человеческой натуры. В отличие от того же Кристофера Нолана, с «Оппенгеймером» которого «Убийцы» непременно поборются за «Оскар», Скорсезе прекрасный рассказчик. Вопреки обилию побочных сюжетных линий, второстепенным персонажам уделено достаточное количество экранного времени. Кино не разваливается на бессвязные фрагменты и, что важно, не требует от публики предварительного ознакомления с материалом. Поговаривают, что Скорсезе уже договорился о том, чтобы экранизировать свежий роман Гранна «Вейджер: История о кораблекрушении, мятеже и убийстве», где главная роль, конечно же, отойдет ДиКаприо. Так что уходить на покой мэтр, к счастью, и не помышляет.
Автор: Максим Федоров