С начала учебного года в Казахстане с новой силой вспыхнули споры о том, необходимо ли разрешить девочкам в школе носить хиджаб. Свое мнение по этому вопросу высказала юрист, уполномоченная по правам ребенка города Алматы Халида Ажигулова.
Когда начинаются споры о ношении хиджаба девочками в школе, меня как юриста по правам детей всегда интересуют два вопроса:
1. Спрашивают ли родители мнение девочки: а хочет ли она в принципе носить хиджаб, в том числе в школу? Это требование учитывать мнение ребенка закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка (статья 13) в Законе «О правах ребенка в Республике Казахстан» ( статья 11), а также в Кодексе РК о браке (супружестве) и семье, статья 62:
«Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам».
2. Рассказывают ли религиозные родители своей дочери, что в светском государстве вероисповедание – это право, а не обязанность, и у девочки есть ПРАВО исповедовать любую религию, и не обязательно религию своих родителей, или вообще не исповедовать никакую религию? Дают ли родители свободу выбора своей дочери: носить или не носить хиджаб?
Когда взрослые навязывают своим малолетним дочерям носить хиджаб под предлогом религии, они зачастую не спрашивают их мнения, а хотят ли ДЕВОЧКИ носить хиджаб по своему искреннему желанию? Такие родители не дают даже права своим девочкам обдумать и выбрать: хочешь – носи, хочешь – не носи.
То есть это такой же авторитаризм и нарушение права ребенка на выражение своего мнения. И это весьма опасно. Потому что если совершеннолетняя женщина сама решает, носить или не носить хиджаб и может отказаться от ношения хиджаба, то девочки в такой семье не могут снять хиджаб без негативных последствий. Здесь уже идет речь о религиозном насилии, когда родители, прикрываясь неверным толкованием Корана, совершают домашнее насилие над детьми.
Ко мне как уполномоченной по правам ребенка обращались девочки, которые просили помощи защитить их от родителей-извергов, которые избивали их за то, что они не хотели носить хиджаб или якобы неправильно читали намаз. Одну девочку я и коллеги из ювенальной полиции успели спасти от суицида.
Я считаю, что государство должно, прежде всего, защищать детей от религиозного насилия. И, возможно, государственная школа – это единственное место, где эти девочки могут найти защиту от религиозного насилия со стороны родителей.
Когда речь заходит о хиджабах, люди часто путают три разные понятия: религия, культура и закон. Поэтому важно проанализировать, что именно говорится о хиджабах для детей с этих трех позиций: религии, культуры и закона.
Недавно QMonitor опубликовал мой всесторонний анализ вопроса о ношении хиджабов девочками с точки зрения прав ребенка.
Основные тезисы:
1. Коран не содержит обязательных требований для женщин носить хиджаб/платки или в целом покрывать волосы. Есть только РЕКОМЕНДАЦИИ. Именно поэтому среди мусульманских стран нет единого консенсуса, должна ли женщина покрывать волосы. В каждой стране этот вопрос решается индивидуально на уровне законов. Даже в Саудовской Аравии, колыбели ислама, нет такого требования для женщин покрывать волосы. А если женщина и покрывает волосы, то это дань многовековой доисламской культуре, в которой женщины издревле покрывали не только волосы, но и все тело.
2. Любые положения о дресс-коде в Коране касаются только взрослых женщин, НО НЕ ДЕТЕЙ. В 7-м веке девочка и в 10 лет считалась женщиной, как только у нее начиналась менструация, и ее уже могли выдать замуж. Но мы живем не в 7-м, а в 21-м веке, где девочка до 18 лет - это РЕБЕНОК. Таким образом, принуждение девочки-подростка носить хиджаб ведет к ранней сексуализации девочек и несет опасный посыл, что якобы это уже не ребенок, а женщина, с которой уже возможны половые отношения. Не надо воровать детство у детей!
3. Религия – это идеология, точно так же, как и политика. Поэтому нужно быть очень аккуратными, чтобы не навязывать свою идеологию детям до 18 лет. А вдруг эта идеология деструктивная? Детям можно и нужно только рассказывать, что есть различные религии, но у ребенка есть ПРАВО выбирать любую религию или вообще оставаться атеистом, когда он станет взрослым. Это весьма личный, интимный вопрос, например, как выбор мужа или жены. Человек должен сам прийти к нему, без навязывания извне. Иными словами, никто не должен принуждать девочку к религии, точно так же нельзя за неё решать, за кого она выйдет замуж.
К сожалению, в Казахстане есть факты, когда взрослые с низкой правовой культурой и без критического мышления ударялись в деструктивные секты, а потом навязывали религиозный радикализм своим детям и даже вывозили их в зоны боевых конфликтов. Естественно, эти люди никогда не скажут про себя, что они приверженцы религиозных экстремистских сект. Напротив, всем вокруг они будут говорить, что именно их вера самая правильная.
Напомню: согласно информации КНБ РК от 2018 года, с момента начала войны на Ближнем Востоке в Сирию и Ирак уехали около 800 граждан Казахстана: 120 мужчин, более 250 женщин и 500 несовершеннолетних детей. Из-за этого радикального фанатизма впоследствии нашему государству пришлось тратить сотни миллионов бюджетных средств для возвращения женщин и детей на родину в рамках спасательных операций «Жусан» и «Жусан-2». И до сих пор оно ежегодно направляет немалые ресурсы на их дерадикализацию. Очевидно, что в таких семьях мужчины принуждали своих жен и дочерей носить хиджаб, а потом подвергали их жизни опасности. Один такой приверженец деструктивного течения из Актау в марте 2023 года и вовсе убил троих родных детей.
4. Если некоторые девочки искренне хотят носить хиджаб в школу, то этот вопрос должен решаться на уровне школьного самоуправления самими учениками. Точно так же школьникам можно дать право решать и другие вопросы – о школьной форме и внешнем виде, в том числе о макияже, окрашивании волос в яркие цвета, длине юбки и т.д.
Подростки действительно имеют потребность в выражении своей индивидуальности в одежде и образах. Как компромисс можно предложить ввести один «свободный» день в четверти или в месяце, когда школьники могут приходить хоть в чем: в джинсах, пижамах, хиджабах, мини-юбках, с разноцветными волосами, пирсингом и т.п. Такая мера позволит сделать образовательный процесс более инклюзивным, а детям даст возможность проявить свою креативность и индивидуальность.
Берегите наших детей от любых форм насилия.
Нередко люди приходят в религию на фоне пережитых психологических травм. Да, религия дает успокоение, но вовремя не проработанная с психологом или психотерапевтом травма может выливаться в агрессию и насилие в отношении близких и окружающих. Родители, которые желают добра своим детям, никогда не будут принуждать их к тому, что вообще не требуется – ни законом, ни религией. А праведные мусульмане никогда не будут агрессировать на окружающих.
Умейте распознать заботу от религиозного насилия. Аллах/Бог прежде всего должен быть в ДУШЕ, а религиозная атрибутика – это ВЫБОР каждого человека.