Группа исследователей обнаружила, что успех в учебе почти на две трети зависит от генетической предрасположенности, тогда как интеллектуальные способности играют куда меньшую роль.
В исследовании принимали участие 7 500 тысяч пар близнецов, участвующих в британской Программе исследования раннего развития близнецов. Были проанализированы их оценки – от начальной школы до окончания обязательного среднего образования. Участие в исследовании именно близнецов помогло ученым выявить различия, обусловленные генетикой. Однояйцевые близнецы наследуют 100% идентичный генный набор, в то время как двойняшки имеют в среднем 50% одинаковых генов. Если принять во внимание, что в определенных чертах характера идентичные близнецы больше похожи друг на друга, чем двойняшки, можно сделать вывод, что эта черта определяется преимущественно генами.
Сообщает Русская служба BBC
Результаты исследования
Исследования показали, что достижения в учебе у близнецов были стабильными на протяжении нескольких лет. Если они показывали хорошие результаты в начальной школе, то похожие успехи они показывали при сдаче экзаменов GCSE (сертификат об окончании среднего образования). И эта стабильность на 70% зависит от генетических факторов и лишь на 25% подвергается влиянию внешних факторов, то есть воспитанием, семейной и школьной обстановкой. Остальные 5% – влияние пока менее понятных факторов, таких как влияние друзей и учителей. Однако когда успеваемость ребенка ухудшалась или улучшалась, то это всегда было под влиянием каких-то внешних факторов, которые у близнецов отличалась. Из этого можно было бы логично предположить, что интеллектуальные способности детей все-таки играют более важную роль. Но после того как исследователи провели среди близнецов тесты на интеллект (вербальные и невербальные), влияние генов все равно осталось существенным – на уровне 60%.Значимость исследования
Результаты данного исследования показывают, что многие трудности в обучении следует выявлять и мониторить с самого раннего возраста, ведь они, скорее всего, будут проявляться на протяжении многих лет. При правильном подходе и профилактических мероприятиях можно преодолеть потенциальные трудности. В будущем такая оценка генетической предрасположенности вместе с учетом внешних факторов поможет выявлять "проблемных учеников" в раннем возрасте.Сообщает Русская служба BBC