Онлайн-архив насчитывает более 900 оцифрованных изображений живописных, графических, этюдных работ, личные фотографии художника, видео-арт, фотографии энвайронментов, инсталляций, перформансов, содержит деловую переписку, малоизвестные статьи о творчестве и неопубликованные тексты художника.
Архив предназначен для профессионалов в области современного искусства, а также для молодых художников, студентов профильных вузов и широкой публики. Онлайн-архив – это результат двухлетней работы Фонда наследия Рустама Хальфина по сбору, систематизации и оцифровке данных. Архив позволит осмыслить наследие художника в контексте процессов, связанных со становлением и развитием современного искусства в Казахстане и Центральной Азии. Основной массив материалов охватывает период с 80-х годов по 2008 год. Работа над архивом предполагает дальнейший сбор информации и поэтапную оцифровку порядка 3 тысяч единиц информации. Онлайн-архив назван в память о галерее Рустама Хальфина LOOK Gallery, основанной им в 1999 году, где художник создавал свои инсталляции, проекты и перформансы. Архив доступен на казахском, русском и английском языках.
Рустам Хальфин (1949–2008) – ключевая фигура современного искусства Казахстана и Центральной Азии. Как художник-исследователь он оказал большое влияние на формирование современного арт-сообщества Казахстана: о творчестве художника написаны статьи, изданы каталоги, его работы были представлены на отечественных и международных выставках, в том числе и на 51-й Венецианской биеннале в павильоне Центральной Азии в 2005 году. Работы художника хранятся в известных музеях: музее Зиммерли нон-конформистского искусства (Нью-Брансуик, США), музее современного искусства M HKA (Антверпен, Бельгия), Государственной Третьяковской галерее (Москва, Россия), собрании Государственного музея Востока (Москва, Россия), Государственном музее искусств им. А. Кастеева (Алматы, Казахстан), Национальном музее РК (Астана, Казахстан) и в других музеях, а также частных коллекциях.
В своем творчестве художник исследовал кочевую идентичность и развивал личное понимание культурного прошлого Казахстана. Будучи по образованию архитектором, он самостоятельно освоил технику живописи, изучая живописно-пластическую школу Владимира Стерлигова.
Художник-философ Владимир Стерлигов, последний ученик Казимира Малевича, разработал свою чашно-купольную теорию, утверждавшую, что все формы во Вселенной стремятся по кривой к чаше и куполу.
Хальфин бывал в Ленинграде на пленэрах, организованных учеником и преемником Стерлигова художником Геннадием Зубковым. Хальфин писал ему: «Крайне важно получить ряд советов и замечаний на живых работах. Желание заняться формой одно из самых насущных – для этого и еду». Он стремился постичь принципы «чистого искусства», познать «геометрию природы», выйти «за пределы пространства и времени» и найти свой «формообразующий элемент».
В поисках локальной идентичности мастер исследует стерлиговскую теорию в кочевой архитектонике: купол – это юрта, чаша – это пиала. Хальфин организовывает свою школу единомышленников, устраивает квартирные выставки. С приходом перестройки и с появлением новых видов искусства, таких как энвайронмент, видео-арт, фотография, инсталляция и перформанс, он продолжает свой поиск, исследуя предмет и пространство, соотношения между ними и находит подтверждение теории Стерлигова о том, что предмет и пространство зависят друг от друга, они единое целое, в них единый смысл, единая геометрия, они соединены. И в 1991 году Хальфин приходит к открытию своего «прибавочного элемента» – пулоты, который, согласно теории Малевича, способствует рождению нового искусства. Пулота – слово, придуманное самим художником и означающее одновременно и пустоту, и полноту. Форма делает форму, предмет и пространство вливаются друг в друга. Представьте, что вы сжимаете пальцы в кулак, а в ладони – мягкий кусок глины, который при сжатии руки оставляет слепок – пулоту. Согласно описанию супруги художника Лидии Блиновой, «овеществленная пулота предстает как элементарная скульптура. Оставаясь же пустой, она может служить простейшим оптическим прибором, средством фрагментирования поля зрения».
Рустам Хальфин, исследуя тактильность кочевой культуры, рассматривает пулоту в традиционном мировоззрении тюрков, а именно в понимании слова «Кут» – душа, сгусток энергии, дар Тенгри, благодать, счастье. Художник продолжает следовать авангардистским традициям: искусство должно выйти за пределы обыденного, искусство должно быть трансцендентным.
Лидер по своей натуре, большой интеллектуал, творческий стратег, он стремился быть первым: первым, кто осваивал «новое искусство», первым, кто призывал к консолидации арт-сообщества, первым, кто заявил о необходимости «встроиться в большой художественный мир», войти в который надо было, «не ища подобий, а отличий». В архиве так же предусмотрен отдельный раздел, посвященный Лидии Блиновой.
О Рустаме Хальфине и о его альтер эго Лидии Блиновой можно сказать так: «Он – Мастер, она – Маргарита. Он – Творчество, она – Любовь. Слияние творчества и любви – символ высших проявлений вселенской сущности человека». Лидия Блинова ушла из жизни в 1996 году, Рустам – в 2008 году. Для них искусство было превыше всех земных благ.
«Изучение и научное исследование столь масштабного архива творческого наследия Рустама Хальфина позволит объективно расширить экспертное мнение о художнике как о лидере современного искусства Казахстана и Центральной Азии», – считает Роза Абенова, куратор, галерист, руководитель Центра современного искусства Национального музея Казахстана (2014–2019), выступившая со вступительным словом о Хальфине на презентации архива.
Помимо онлайн-архива, который будет продолжать свое наполнение, планируется организовать ряд проектов по популяризации и продвижению творчества художника на международной арт-сцене. В настоящее время новый музей Almaty Museum of Arts, открытие которого запланировано на осень текущего года, готовит в печать монографию о творчестве художника под редакторством известного теоретика искусства и международного куратора Виктора Мизиано. Музей откроется выставкой Рустама Хальфина, которая будет представлена в постоянной экспозиции музея.
«Появление цифровой коллекции работ Хальфина – важный шаг не только для сохранения и популяризации творческого наследия Хальфина, но и как первый масштабный публичный онлайн-архив работ казахстанского художника. Мы будем рады, если наш опыт окажется полезным для других художников, их наследников и институций, и готовы им делиться», – говорит Руслан Хальфин, основатель Фонда наследия Рустама Хальфина.