Вы поедете на бал?

О кочевниках в европейских нарядах, о казахах в национальных костюмах и о европейцах в одежде степняков. 

В 1826 году в коронации Николая I впервые участвовала делегация от азиатских инородцев.  Среди черкесов, кабардинцев, грузин, армян, калмыков была и казахская знать. Одетые в национальный костюм, кочевники вместе с остальным народом ждали появления государя на площади перед Успенским собором. Организаторы церемонии отвели делегатам роль статистов в представлении, цель которого – показать империю во всем многообразии этносов и племен, ее населяющих.

Представители мусульманско-российских губерний империи на Кавказе.jpg

Представители мусульманско-российских губерний империи на Кавказе, из Коронационного альбома, 1826 г., фото 2 — из Коронационного альбома 1926 г.

Позже по случаю коронации был устроен маскарад, в котором участвовали пять тысяч гостей, и, как описывал художник Павел Свиньин, «азиатки» на балу были в роскошных шубах и драгоценностях. Среди них блистала и супруга Жангир хана, правителя Букеевской орды. О том, какой фурор прозвела Фатима на царском приеме, мне в проекте «Мода Великой степи» рассказал дизайнер Муслим Жумагалиев. Особенно запомнилось то, что на пути от кареты к дворцу слуги бросали ей под ноги дорогие меха, а она шла по ним так, словно это пыль, ничто. В мемуарах тех лет писали, что ханша была в бальном платье из ткани муар ручной работы, и, в отличие от европейских фасонов, рукава на нем были длинные, а не короткие. Фатима сразу же привлекла внимание присутствовавших высоких особ и даже была приглашена самим императором на танец.

Бальный наряд степной аристократки, к сожалению, не сохранился. В Назарбаев центре мы снимали камзол, расшитый золотой канителью, и платье супруги последнего казахского хана, и поначалу я даже приняла их за концертный костюм еще тех времен, когда оборки на платьях не были столь пышными, как сейчас. Кстати, многие эксперты нашей программы иногда объясняли многочисленные оборки на платьях степнячек влиянием татарской моды. Фатима была татаркой, и это отражалось на ее нарядах. Что же до самого Жангир хана, то он пытался преобразовать образ жизни своих подданных. Например, брал свиту в Санкт-Петербург, Москву, Оренбург, Саратов и Астрахань, «чтобы там наглядным образом познакомить их с лучшим бытом: обратить внимание на качество и улучшение костюмов и чистоту в домах».

Костюм Фатимы.jpg

Один из костюмов Фатимы 

Жангир хан и Фатима.jpg

Жангир хан и его супруга Фатима

В 1856 году на престол взошел Александр II, в Москве прошла коронация и маскарад в Новом кремлевском дворце.  Представители азиатской знати также участвовали в торжествах. Как отмечал исследователь церемониала русской монархии Ричард Уортман, теперь это было свидетельством принятия ими господства российского элемента в империи. Примечательно, что организаторы сделали акцент на национальных одеждах  подданных. Так, накануне коронации управляющий областью оренбургских киргизов В. Григорьев написал письмо на имя оренбургского и самарского генерал-губернатора В. Перовского, в котором ходатайствовал о том, чтобы отправить в Москву делегацию казахов. Упоминал, как эффектны их красочные костюмы, и подчеркнул «правительственное значение» присутствия султанов на коронации. Автор письма был убежден, что «эта мера в десять раз будет действеннее для внушения ордынцам расположения и уважения к России, чем десять военных экспедиций и всевозможных циркуляров комиссии». По мнению чиновника, великолепие императорского двора, многочисленность и блеск войск,  множество городов, которые казахская знать увидит в пути, – все это должно было способствовать обращению кочевников в смирных подданных и утвердить в мысли, что Россия намного богаче и величественнее Хивы, однозначно склонив их мнение в пользу России.

Национальные представители в свою очередь тоже произвели впечатление на остальных участников коронации. Так, по словам известного  поэта Федора Тютчева, который был на балу в качестве камергера императорского двора, маскарад отразил восточный характер России. Рядом с российскими аристократами он замечал татарских, менгрельских, имеретских князей в великолепных нарядах, а также двух китайцев.

Вы поедете на бал? 4

Картина  «Обед посланников в Золотой палате», коронация 1856 г.

Члены посольств и депутации из казахской степи приглашались и на коронацию Александра III в 1883 году. Один из авторов того времени В. Комаров в книге «В память священного коронования» довольно высокомерно отозвался об «уморительном шествии диких». Мол, на них были «самые разнородные халаты, необыкновенной пестроты и яркости красок, самые странные костюмы», «одни одеты широко, как женщины, другие узко, как балетные танцоры». По мнению обозревателя, «нельзя было не смеяться от души» при виде калмыкского муллы, который ехал на лошади  в желтой шапке  и широком красном халате, «какой носят хористки в опере «Руслан и Людмила». К счастью, недавно широкой публике представилась возможность увидеть цветные портреты казахской элиты. Живописец С. Александровский запечатлел участников коронации 1883 года. Например, султанов Ахмета Кенисарина, генерал-майора Мухамеджана Баймухамедова, Кафура Калбина и других степняков (они опубликованы в книге «Казахи. История и культура». Наши предки на этих портретах выглядят достойно.

Bai.jpg

рис. Одного из султанов на коронации 1883 г.

Оригинальные характерные лица и костюмы, причудливые для европейского зрителя, мелькали во время церемониального шествия в 1896 году, когда на престол взошел Николай II. В коронационном альбоме упоминаются 41 азиат, во главе с Хивинским ханом и Бухарским эмиром, а также представители кавказских народов, туркмены, текинцы, сарты (узбеки) и киргизы. Эти делегаты символизировали могущество России, которая подобно колониальным державам тоже могла демонстрировать своих красочных туземцев. В «Моде Великой степи» мы показывали отрывок царской кинохроники. Рассматривая костюмы участников шествия, я ловила себя на мысли, что теперь уже сложно понять, кто более экзотично выглядит — русская аристократия в белых перчатках, головных уборах с плюмажем, в церемониальной парадной одежде или гости столицы в чалме, расшитых халатах с  богатыми поясами.      

Национальный костюм казахов еще раз мелькнул при царском дворе. Однажды дизайнер Алмаз Ордабаев рассказал в «Моде Великой степи» о костюмированном бале, который был затеян незадолго до Первой мировой войны. Эксперт видел фотографии участников маскарада, одетых в национальные костюмы народов российской империи. На аристократах были и  богато расшитые казахские халаты. Наверное, это было очень красиво. И мне приятно представлять себе изделия степных мастериц в стенах императорского дворца, ведь на бал надевают только самое лучшее.


Автор Айнур Мазибаева