Алматинский театр Дом Q под руководством Елены Набоковой представил зрителю новую премьеру. В череде модных остро социальных премьер на злобу дня, коих сегодня предостаточно на театральном поле Алматы, вдруг появляется спектакль – ни много ни мало – о контактах с инопланетянами. Причем, спектакль документальный! Впрочем, не спешите крутить пальцем у виска!
Спектакль представляет собой монологи девяти человек, так или иначе встретивших на своем пути представителей внеземных цивилизаций. Впрочем, на самом деле монологов в спектакле одиннадцать. Первый монолог произносится от имени самого автора. Он сообщает зрителю, что задумал снять фильм о людях, вступавших в контакт с инопланетянами. Вырыпаев предупреждает опасения зрителей о своеобразности темы. И понятное дело – солидный драматург вдруг выбирает тему, характерную для желтых СМИ или трэшовых телешоу.
«Я не знаю, как вы собираетесь показывать этих людей, будете ли вы создавать персонажи или вы будете просто озвучивать эти интервью. Вам это, безусловно, видней. Я вижу свою миссию лишь в том, чтобы весь этот ценный, собранный мною материал не пропал. И я очень надеюсь, что при работе над спектаклем актеры будут с уважением относиться к людям, о которых они будут рассказывать, потому что на самом деле это ведь совсем не важно, встречались ли все эти люди с инопланетянами или это только их вымысел. Это не важно. Потому что важно на самом деле лишь то, что человек, живущий на планете Земля, хочет поделиться с другими людьми своими самими сокровенными взглядами на жизнь», - именно так напутствует Вырыпаев и актеров, и режиссера и зрителей.
Далее, собственно, выходят герои с монологами о том как именно с ними произошел этот самый опыт. По всем законам драматургии, возгонка интриги идет по нарастаяющей. Сам спектакль решен в нарочито минималистичной эстетике – просто монологи на фоне черной стены. Лишь изредка, контрапунктиком зазвучит музыка.
Первыми выходят герои, кто инопланетян не видел, а лишь явно почувствовал их приближение – энергетикой, интуицией или чем-тьо еще. Глядя на этих персонажей, конечно, в первую очередь зритель подумает о злоупотреблениях наркотиками. Словно иронизируя над зрителем, следующий герой прямо говорит в конце своего монолога, что не уверен были ли это инопланетяне, или, как говорят в народе «приход».
А потом сквозь не вполне адекватный поток слов вдруг начинают проклевываться весьма интересные соображения героев. А среди них, к слову, музыкант, художник, бизнесмен, пенсионер, домохозяйка и программист – в общем самый широкий спектр персонажей. И вдруг многие из них рассказывают что важна не сама встреча с инопланетянами, а то, что произошло во время или после нее. Что породило в них размышления о жизни. О том, что люди часто не верно понимают свое место в жизни, бегая за материальными ценностями и тратя на это годы и осознавая потом, что все было зря. Другая женщина вдруг после встречи с инопланетянами вдруг поняла, что живет без ощущения дома. Таковым она не считает ни отчий дом, ни дом, где живет с мужем и тремя детьми. И наверняка многим зрителям в душе такое отзовется. Третий и вовсе вдруг задумался об ответственности детей за злодеяния взрослых и т.п.
Велик соблазн пересказать конец и разрушить всю интригу – а она, к слову, в этом спектакле есть. Можно лишь намекнуть на то, что иногда, чтобы поговорить о серьезном и действительно важном нужно обращаться к подобного рода «заманухам» как контакт с инопланетянами. А может действительно, мы настолько все огрубели и очерствели, что вызвать в нас что-то человеческое могут только инопланетяне?
Автор Константин КОЗЛОВ