В Тараз на праздники: где побывать, что посмотреть


В канун Нового года многие казахстанцы думают, куда бы вырваться на праздники и выходные. В приоритете у многих – лыжные курорты или тихие укромные гостиницы в горах. Но есть и те, кто любит туры с историческим уклоном. Для ценителей подобных путешествий Тараз подходит как нельзя лучше.

Путешествию выходного дня – оптимальному по времени – способствует и то, что здесь почти все исторически ценные достопримечательности находятся вблизи друг от друга.

Исключение составляет, пожалуй, мавзолей Айша биби, который тоже относится к числу желаемых для посещения достопримечательностей, но расположен в 20 километрах от города. С него и можно начать осмотр достопримечательностей древнего Тараза. До мавзолея можно доехать на автобусе или на такси. Но стоит оговориться: назад на такси возвращаться будет сложнее, так как к Айша биби (мавзолею и одноименному поселку) вызвать службу такси непросто. Потому стоит попросить водителя подождать, если есть такая возможность.

История мавзолея Айша биби связана с историей другой таразской достопримечательности – мавзолея Карахана. Точнее, с легендой о любви хана и дочери правителя соседнего государства.

Айша-Биби была дочерью известного ученого и поэта XI века хакима Сулеймана Бакыргани. После его смерти правитель Тараза Шах-Махмуд-Бугра Карахан попросил руки девушки, однако её воспитатель не дал согласие. Тогда Айша обманула воспитателя и поехала в Тараз. Но не доехала – погибла на берегу реки Аса от укуса змеи, спрятавшейся в головном уборе. Скорбя о смерти любимой, Карахан воздвиг мавзолей сказочной красоты на месте ее гибели. А купол мавзолея, собственно, и символизирует женский головной убор у многих тюркских народов. Попутчица Айша-Биби, ее няня Бабаджа-хатун, стала хранительницей мавзолея и после смерти была похоронена в 20 шагах от Айша-биби в мавзолее Бабаджи-хатун.

Осмотрев эту достопримечательность, уже смело можно ехать в центр Тараза, где сосредоточена основная масса исторических памятных мест. Но по пути внимательно смотрите по сторонам: тут встречаются не менее интересные объекты более поздних времен. Например, застройка той эпохи, когда город Тараз назывался Мирзояном и Джамбулом. Вот такое сочетание национальных мотивов и сталинского классицизма.

А проезжая мимо гостиницы Джамбул, можно увидеть на здании мемориальную доску Анны Герман. Это напоминание о том, что в этом городе певица прожила три года в детстве… А в 1970-е вернулась сюда с концертом уже суперзвездой.

Интересен и православный Успенский собор. Он стоит на улице Толе би, которая представляет собой главную транспортную магистраль и связывает пригороды и центр города. А собор был построен в 1993 году, когда Тараз назывался Джамбулом.

Это была по-настоящему народная стройка: в течение нескольких лет прихожане ходили на стройку каждый день после окончания основной работы и помогали стройматериалами. Успенскую церковь можно назвать детищем ее первого настоятеля, протоиерея Бориса Киняка. Он сам выбрал проект здания собора и привлек к росписи стен и написанию икон местного мастера – Сергея Михальцева, иконописца причудливой судьбы, который до того рисовал советские агитационные плакаты.

В центре можно направляться к музейному комплексу мавзолеев Карахана и Даутбека. В легендарном мавзолее Карахана покоится основатель династии Караханидов, который первым из тюрков принял ислам. До сих пор историки спорят об имени захороненного в мавзолее. Наиболее авторитетный специалист по древнему Казахстану историк и археолог Алькей Маргулан называет имя Шах-Махмуд-Бугра Карахан. Фигурирует в летописях и такое имя как Абдур-Рахим-Баб-Ша-Хасан по прозванию Кылыдж Карахан. Мавзолей Карахана являет собой классический пример так называемой караханидской архитектуры, которая характеризуется сооружениями, в основном мечетями и мавзолеями, довольно большого размера, выполненными из жженого кирпича. Сегодня наследие караханидской эпохи составляет золотой фонд архитектурного наследия юга Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана.

Мавзолей Карахана находится в целом музейно-археологическом комплексе. И на посещение этого места лучше запланировать несколько часов. Потому как здесь действительно есть, что посмотреть.

Например, уже упомянутый мавзолей Даутбека (одного из монгольских наместников в Таразе). Улуг-Бильге-Икбалхан-Даутбек был одним из ближайших соратников Чингисхана, командующим караханидской армии в огромном войске Чингисхана и одним из его самых доверенных лиц в средневековом Таласе. По преданию, мавзолей Даутбека был построен по решению Чингисхана, опечаленного кончиной своего соратника. И хотя эпоха Караханидов закончилась как раз с вторжением монголов, ее архитектурное наследие использовалось и в последующую эпоху.

Наконец открылся для посещения туристами Караван-сарай, который долго находился в стадии реставрации. Сегодня там можно увидеть основание самой древней в Казахстане мечети, датируемой IX-XI веками. К слову, эта самая мечеть символизирует сложившуюся в веках религиозную многообразность Казахстана. Ведь ранее эта мечеть была еще христианским несторианским храмом.

Долгое время эта территория находилась в запустении – на территории Караван-сарая и находящегося рядом Шахристана располагался городской рынок, поэтому уже в новое время доставать целый пласт городской истории пришлось в буквальном смысле из-под земли. Археологами и реставраторами была проделана грандиозная работа. И сегодня здесь можно увидеть и остатки старого хамама, коих в караван-сараях древнего Тараза было великое множество. А также такие диковинные объекты, как, например, тюремный зиндан.

Археологический парк уже стал главной городской достопримечательностью. Раскопки продолжаются и сейчас. Предполагается, что в будущем территория парка расширится на несколько кварталов и, соединяясь с раскопками Караван-Сарая и территорией, прилегающей к мавзолеям Карахана и Даутбека, станет большим археологическим заповедником. Тараз был большим городом, и разного рода артефактов, скрытых под землей в его центре, хватит не на один год археологических работ.

Чуть севернее Караван-сарая и Шахристана расположилась самая неоднозначная достопримечательность нового Тараза – пешеходный «Арбат». Архитектурный новодел до сих пор вызывает споры старожилов и гостей города. Многим кажется неуместным сочетание копий лондонского Биг-Бена, Самаркандской площади Регистан и двухэтажных домиков, стилизованных под восточную старину.

А далее располагается так называемый «русский квартал». А именно, застройка аулие-атинского периода в истории Тараза.

Здесь сохранились купеческие дома, старинные магазины рубежа прошлого и позапрошлого веков. Сегодня их арендуют для офисов, торговых точек. В одном из этих зданий – что символично – ведомство по охране памятников архитектуры. В другом – дом-музей великого русского биолога Константина Ивановича Скрябина, работавшего в Аулие-Ате в 1910-е годы. Сохранилась и старейшая в городе аптека, работающая здесь с 1909 года.

В целом архитектурное наследие Аулие-Аты гораздо беднее, чем, например, архитектура старого Верного или Акмолинска. Статус уездного города и областного центра – ощутимая разница. Несколько лет местные активисты обсуждают вопрос о создании здесь исторического квартала. Застройка рубежа прошлых веков сохранилась почти нетронутой. Все упирается в бюджет. Состояние старых домов оставляет желать лучшего, а средств на их реставрацию у городских властей нет. Особо печально и то, что сырцовый кирпич, из которого и выстроены аулие-атинские кварталы – недолговечный материал и нуждается в постоянных реставрационных и укрепительных работах. Но они не ведутся. Поэтому дальнейшая их судьба под большим вопросом.

Посетив центр Тараза, в самый раз будет отправится к сакральному Тектурмасу – еще одному мавзолею средневековья. Правда, располагается он на окраине города. Эта мусульманская святыня была построена в XVI-XV веках.

По преданию здесь похоронен местный аулие (святой) Султан-Махмуд-хан. В 1864 году мавзолей пострадал во время осады Аулие-Аты войсками генерала Черняева, а в 1935 и вовсе был разобран для хозяйственных нужд. Но место по-прежнему считалось святым и сюда шли паломники. В 1982 году мавзолей был восстановлен и занял свое место в череде красивейших достопримечательностей Тараза.

Также здесь похоронен Мамбет-батыр, один из сподвижников Абылай-хана. Причем, согласно поверью, спустя несколько лет он явился во сне своим потомкам и завещал похоронить себя в Тектурмасе. У многих мусульман и просто мистиков место это считается святым. Народная молва приводит много свидетельств, как после посещения этого места безнадежные больные излечивались, бесплодные женщины беременели. Верить в эти чудеса или нет – каждый решает сам для себя. Мистик с высокой долей вероятности, поверит. Скептик-материалист поморщится, а может и покрутит виском у пальца. Одно можно сказать точно, что жизнь намного сложнее, чем мы ее себе представляем. И далеко не все может объяснить традиционная наука.


Текст: Константин Козлов

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше