В Алматы открылась первая персональная выставка Асхата Ахмедьярова, которого называют главным протагонистом арт-активизма в Казахстане. Через свои работы художник с долей иронии показывает зрителю диссонанс в культурной, социальной и политической жизни.
Среди последних выставок художника персональная выставка «Единственное множественное» в Национальном музее РК, Астана (2016), а также коллективные выставки «Фокус Казахстан: Постномадические горизонты», Лондон (2018), «Энергия будущего», павильон Казахстана, Expo-2017, Астана, «Протагонисты. Невидимый павильон Казахстана» на 56-й Венецианской биеннале (2015), Lost to the Future: Contemporary Art from Central Asia, LASALLE College of Arts – ICA Singapore, Сингапур (2013).
Асхат учился у известных казахстанских художников Виталия Симакова и Молдакула Нарымбетова, основателей легендарной шымкентской арт-группы «Кызыл трактор». В молодости его привлекал сюрреализм, но в начале 2000-х годов он сжег свои искания в плоскости сюрреализма и переехал в Астану, чтобы начать с чистого листа.
В Астане художник прожил 20 лет и за это время создал огромное количество проектов в различной технике – живописи, графики, видео, фотографии, инсталляции, а также провел различные акции, как, например, в защиту урочища Бозжыра и озера Талдыколь или против задержаний активистов и журналистов после трагических событий в Алматы в январе 2022-го. В 2016-м прошла его крупная персональная выставка в Национальном музее РК в Астане «Единственное множественное». Выставка «Үмiт» будет первой персональной выставкой художника в Алматы.
Название выставки «Үмiт» (с казахского – «надежда») – это дань эпохе перемен, через которую сейчас проходит Казахстан (или, точнее, эпохе надежды на перемены), а также дань бабушке художника, которую звали Умит. Она прожила 93 года – практически целое столетие, и на ее веку произошли две мировые войны, свершилась революция, был голод, репрессии, холодная война, развал Советского Союза… Об этих исторических событиях, пережитых казахским народом за прошлый век, в частности гражданской войне 1920-х годов на территории Центральной Азии, и рассказывает монументальная инсталляция из белых и красных кесе под названием «Столетие», которая открывает выставку Асхата Ахмедьярова с улицы.
«Как-то важный чиновник из силовых ведомств посоветовал мне сидеть дома и писать пейзажи. «Это все, что от тебя требуется, чтобы ты не нарушал спокойствия», – убеждал он меня.
Когда больной начинает говорить о болезни, он делает первые шаги к выздоровлению. Он бессознательно ищет причину, почему это произошло с ним. Открывая свою выставку, я прямо или косвенно спрашиваю себя: «Почему это происходит с нами?»
В 1900 году родители моей бабушки дали ей имя Yміт (надежда). Тогда, на пороге ХХ века, мир затаил дыхание и в степи тоже надеялись, что все будет хорошо», – рассказал художник
Композиционно и по смыслу выставка поделена на четыре части. После первой, которая располагается на улице, зрителя ждут три зала в галерее.
В первом зале представлена новая инсталляция художника из полюбившегося ему материала – казанов для плова. Название новой инсталляции «Сабыр» отсылает к фразе, часто употребляемой полицейскими при задержании граждан: «Сабыр етіңіз», что означает «Сохраняйте спокойствие, молчите». Ирония инсталляции заключается в том, что призыв автора выполнить невозможно: чтобы пройти по выставке, необходимо пробираться между подвешенными к потолку казанами, невольно сталкивая их между собой и заливая пространство звоном металла. В степной культуре перевернутый казан – символ утраты, разрушенного шанырака, домашнего очага.
На выставке состоялась премьера нового двухканального видео автора «Іле», снятого в 2022 году. В нем художник ведет свой поэтический рассказ о жизни прибалхашского села Орта Дересин и месте встреч его жителей у ствола огромного дерева, принесенного когда-то на берег рекой, покинувшей свое русло. Само бревно, временно позаимствованное для выставки, располагается во второй комнате.
В третьем зале можно увидеть серию рисунков 2021 года «Квадратное солнце». Они выполнены сухой кистью и порохом. Это портреты предков художника, репрессированных Сталиным, девушки, подвергшейся гонениям в Синьцзяне в наши дни, жертв январских событий в Алматы и оппозиционера, поэта и публициста Арона Атабека, умершего в ноябре 2021 года после 15 лет заключения.
Название серии было навеяно рисунком одного из заключенных, для которых Асхат Ахмедьяров проводил мастер-класс. По просьбе художника заключенные рисовали места, куда хотели бы попасть, многие рисовали родной дом. На рисунке одного из них на Асхата произвело впечатление солнце квадратной формы.