«Важный чиновник посоветовал мне сидеть дома и писать пейзажи».  Чем возмущают спокойствие картины Асхата Ахмедьярова


В Алматы открылась первая персональная выставка Асхата Ахмедьярова, которого называют главным протагонистом арт-активизма в Казахстане. Через свои работы художник с долей иронии показывает зрителю диссонанс в культурной, социальной и политической жизни.

Среди последних выставок художника персональная выставка «Единственное множественное» в Национальном музее РК, Астана (2016), а также коллективные выставки «Фокус Казахстан: Постномадические горизонты», Лондон (2018), «Энергия будущего», павильон Казахстана, Expo-2017, Астана, «Протагонисты. Невидимый павильон Казахстана» на 56-й Венецианской биеннале (2015), Lost to the Future: Contemporary Art from Central Asia, LASALLE College of Arts – ICA Singapore, Сингапур (2013).

Асхат учился у известных казахстанских художников Виталия Симакова и Молдакула Нарымбетова, основателей легендарной шымкентской арт-группы «Кызыл трактор». В молодости его привлекал сюрреализм, но в начале 2000-х годов он сжег свои искания в плоскости сюрреализма и переехал в Астану, чтобы начать с чистого листа.

В Астане художник прожил 20 лет и за это время создал огромное количество проектов в различной технике – живописи, графики, видео, фотографии, инсталляции, а также провел различные акции, как, например, в защиту урочища Бозжыра и озера Талдыколь или против задержаний активистов и журналистов после трагических событий в Алматы в январе 2022-го. В 2016-м прошла его крупная персональная выставка в Национальном музее РК в Астане «Единственное множественное». Выставка «Үмiт» будет первой персональной выставкой художника в Алматы.

Название выставки «Үмiт» (с казахского – «надежда») – это дань эпохе перемен, через которую сейчас проходит Казахстан (или, точнее, эпохе надежды на перемены), а также дань бабушке художника, которую звали Умит. Она прожила 93 года – практически целое столетие, и на ее веку произошли две мировые войны, свершилась революция, был голод, репрессии, холодная война, развал Советского Союза… Об этих исторических событиях, пережитых казахским народом за прошлый век, в частности гражданской войне 1920-х годов на территории Центральной Азии, и рассказывает монументальная инсталляция из белых и красных кесе под названием «Столетие», которая открывает выставку Асхата Ахмедьярова с улицы.

«Как-то важный чиновник из силовых ведомств посоветовал мне сидеть дома и писать пейзажи. «Это все, что от тебя требуется, чтобы ты не нарушал спокойствия», – убеждал он меня.

Когда больной начинает говорить о болезни, он делает первые шаги к выздоровлению. Он бессознательно ищет причину, почему это произошло с ним. Открывая свою выставку, я прямо или косвенно спрашиваю себя: «Почему это происходит с нами?» 

В 1900 году родители моей бабушки дали ей имя Yміт (надежда). Тогда, на пороге ХХ века, мир затаил дыхание и в степи тоже надеялись, что все будет хорошо»,  – рассказал художник

Композиционно и по смыслу выставка поделена на четыре части. После первой, которая располагается на улице, зрителя ждут три зала в галерее.

В первом зале представлена новая инсталляция художника из полюбившегося ему материала – казанов для плова. Название новой инсталляции «Сабыр» отсылает к фразе, часто употребляемой полицейскими при задержании граждан: «Сабыр етіңіз», что означает «Сохраняйте спокойствие, молчите». Ирония инсталляции заключается в том, что призыв автора выполнить невозможно: чтобы пройти по выставке, необходимо пробираться между подвешенными к потолку казанами, невольно сталкивая их между собой и заливая пространство звоном металла. В степной культуре перевернутый казан – символ утраты, разрушенного шанырака, домашнего очага.

На выставке состоялась премьера нового двухканального видео автора «Іле», снятого в 2022 году. В нем художник ведет свой поэтический рассказ о жизни прибалхашского села Орта Дересин и месте встреч его жителей у ствола огромного дерева, принесенного когда-то на берег рекой, покинувшей свое русло. Само бревно, временно позаимствованное для выставки, располагается во второй комнате.

В третьем зале можно увидеть серию рисунков 2021 года «Квадратное солнце». Они выполнены сухой кистью и порохом. Это портреты предков художника, репрессированных Сталиным, девушки, подвергшейся гонениям в Синьцзяне в наши дни, жертв январских событий в Алматы и оппозиционера, поэта и публициста Арона Атабека, умершего в ноябре 2021 года после 15 лет заключения.

Название серии было навеяно рисунком одного из заключенных, для которых Асхат Ахмедьяров проводил мастер-класс. По просьбе художника заключенные рисовали места, куда хотели бы попасть, многие рисовали родной дом. На рисунке одного из них на Асхата произвело впечатление солнце квадратной формы.

Cookie Image Использование файлов cookie

Мы используем куки для улучшения работы сайта. Узнать больше