Автор блога Almaty — my first love Рустем Аламанов по просьбе Esquire.kz испытал на себе систему велопроката и выяснил, легко ли быть велосипедистом в Алматы.
За последние несколько лет концепция передвижения в городе сильно изменилась. Вслед за культом большого и мощного автомобиля, которому нужны литры бензина, чтобы добраться из точки «А» в точку «Б», и до нас не без труда и потерь доходит культ здоровой экологии. Современному человеку не обязательно держать в гараже прожорливого «коня» и каждый день следить за ценами на бензин. Это проблематично и не только потому, что бензина в стране может и не быть (и это в стране, где много нефти!). Просто в XXI веке большая машина на бензине – это дорого, грязно, не модно, не современно и несёт массу лишних хлопот. Доказательством того служит простой факт: в богатых, развитых странах, которым старательно подражают страны бедные и развивающиеся, в ходу более современные и совершенные средства передвижения, основанные на новых технологиях и эволюции сознания. И пусть системы автоматизированного велопроката чем-то инновационным не кажутся, но даже здесь есть то, что наверняка изменит наше представление о передвижении в современном городе.
Подобные системы появились достаточно давно, и существуют почти во всех мегаполисах: от Парижа и Амстердама до Тель-Авива и Москвы. Человек на велосипеде стал знаковым образом самых продвинутых городов мира. Основная задача – предоставить сравнительно дешёвый вид транспорта, альтернативу автобусам, метро и такси. Главный козырь, конечно же, – абсолютная экологичность.
В Казахстане одним из первых проектов стал Astana Bike, запущенный в 2014 году. И пусть выбор города кажется неочевидным – суровый климат в столице сильно сокращает активный период работы системы, – многим астанчанам проект понравился. Если к концу первого велосезона число пользователей составило всего 577 человек, то в конце 2016 года их количество выросло в 12 раз. А в этом году уже в мае-июне не было свободных абонементов, все разобрали.
В 2016 году проект появился ещё в двух городах: Алматы и Шымкенте. Честно говоря, поначалу у меня были сомнения, впишется ли Almaty Bike в транспортную систему южной столицы. Всё-таки Алматы и Астана – слишком разные. В Алматы долгое время попросту игнорировались велосипедисты. Их существование признавалось только во время бесконечной череды велопробегов, которые так полюбились градоначальникам. Но спустя почти год, за который мы пережили великую алматинскую перестройку и реформы Байбека, настало время на себе испытать систему автоматизированного велопроката и проверить, легко ли быть велосипедистом в Алматы.
Первое, на что я обратил внимание: теперь арендовать велосипед – легко. Чтобы протестировать систему и понять, нужно ли это вам, не надо ехать в офис продаж и покупать абонентскую карту. В прошлом году меня остановило именно это. Я вообще привык, что сегодня многое можно сделать онлайн, а тут столько действий и столько времени.
И вот появилась новая возможность – арендовать велосипед посредством sms. Я обрадовался, и для начала решив понять свои возможности, арендовал велосипед лишь на сутки. Посл чего с банковской карты списалось 38 500 тенге, в голову закрались сомнения. Оказывается, покупая суточный абонемент, надо внести депозитный залог. Наверное, чтобы вы не укатили на казённом велосипеде в закат навстречу мечте Байбека, или не сломали его по дороге. Депозитный залог вам вернут. Правда, я спустя пару недель всё ещё жду, когда кровно заработанные вновь появятся на моём банковском счету. Поэтому если вы не готовы расставаться с такой суммой больше чем на неделю, хорошо подумайте, нужно ли это вам!
Я не подумал. И после всех манипуляций получил желаемое – велосипед в собственное распоряжение. И отправился покорять алматинские велодорожки! Несколько минут сказочной эйфории быстро сменило понимание, что Алматы пока не предназначен для велосипедистов. И вот почему:
- Мало велодорожек. Общая протяжённость велодорожек в 2015 году составляла более 24 километров. В этом году цифра выросла, но даже этого не хватает, чтобы комфортно передвигаться по городу. Велодорожек мало, а там, где они есть, часто можно встретить припаркованный автотранспорт. При всём желании, пока по Алматы невозможно передвигаться исключительно по велодорожкам. Поэтому большую часть пути приходится ездить либо по обочине, что опасно для собственной жизни, либо по тротуару, что опасно для жизни пешеходов и является нарушением ПДД. Для такого новичка, как я, условия не очень благоприятные.
- Автомобилисты. Думаю, многие автомобилисты искренне ненавидят велосипедистов. А велосипедисты тихо ненавидят их. Даже если ты едешь по тротуару, в любой момент на тебя может выскочить автомобиль. Ведь в Алматы тротуары – излюбленное место парковки для автовладельцев. Не говоря уже про езду на обочине. Приоритет на дорогах, понятное дело, – для автомобилистов. Для них же очередной велосипедист – помеха на дороге. Даже там, где есть велодорожки (на улице Шевченко), не всегда понятно, кто главный: автомобилист, поворачивающий на перекрёстке, или велосипедист, едущий параллельно. Акимату следует проработать этот вопрос, чтобы избежать кровопролития.
- Перепад высот. Не учтенный мной фактор, когда я сел на велосипед. Алматы расположен в предгорье, а потому перепад высот – достаточно серьёзный. Особенно для человека неподготовленного. Для таких, как я, крутить педали вверх по улицам – сущее наказание. К тому же взятый в аренду велосипед оказался односкоростным, что никак не облегчило процесс, а наоборот усложнило. Но даже если вы катаетесь по городу на собственном велосипеде с несколькими скоростями, нужна постоянная практика, чтобы не выдохнуться уже спустя пару улиц.
- Пешеходы. Велосипедной культуры в Алматы нет, для многих пешеходов велодорожка – дополнительный тротуар. И если раньше меня умиляли толпы, прогуливающиеся вдоль проспекта Абая, то после эксперимента симпатий поубавилось. Большинство пешеходов не очень хотели пропускать меня, хотя ехал я по велосипедной дорожке. Заезжая на тротуары – по обочине ехать побоялся, – требовать пропустить вообще не мог – меня вообще тут быть не должно.
В общем, признаюсь – хватило меня лишь на 30 минут. Когда я уставший подъехал к очередному подземному переходу, перспектива спускать, а затем поднимать велосипед по узким пандусам показалась мне совершенно не интересной. Добравшись до ближайшей станции, я вернул его акиму Байбеку и обратно домой поехал на такси.
Вывод моей вылазки на двух колесах понятный: Алматы неприспособлен для велосипедистов. Однако это не значит, что надо бросить все попытки сделать город лучше, забиться в уголок и дышать грязным смогом. Байбек прав в том, что строительство велодорожек – важное решение, пусть многие автовладельцы и не согласятся с этим. У жителей города должна быть альтернатива, каким образом добраться из точки «А» в точку «Б». И если кому-то не хочется покупать автомобиль, дышать в чей-то затылок в переполненном автобусе или метро, а ездить на такси – дорого, то я не понимаю, почему кто-то должен запретить ему ездить на велосипеде. Я верю, что у велосипеда в Алматы все-таки есть будущее. Пусть городу на это пока и наплевать. Всему своё время, Москва не сразу строилась, Алматы, впрочем, тоже.
Автор блога об Алматы Рустем Аламанов