Громкие премьеры на 80-м международном Венецианском кинофестивале происходят каждый день. Так, Esquire Kazakhstan уже писал о новых работах Уэса Андерсона и Брэдли Купера. По поводу обеих картин критики и зрители смогли без больших споров прийти к определённому консенсусу, чего нельзя сказать о героинях сегодняшней статьи — Присцилле Пресли и Софии Копполе. Пока одни воспевают изящность нового творения студии А24, другие упрекают постановщицу в топтании на одном месте и крайне слабой проработке главных героев. Кинокритик Ораз Керейбаев уже сходил на премьерный показ фильма и теперь делится своей рецензией на новый байопик Софии Копполы.
Осторожно, в статье присутствуют спойлеры!
Сюжет
Фильм основан на автобиографии Присциллы Пресли под названием «Элвис и я». Жена популярного музыканта также выступила одной из продюсерок ленты, что, возможно, могло повлиять на подход Копполы к материалу. Тем не менее Коппола со своим неповторимым авторским видением идеально подходила на роль постановщицы данной картины.
Действия фильма начинаются в Германии конца 1950-х, куда семья Присциллы переехала в связи с военной службой отца. Тогда она была ещё 14-летней девочкой. В открывающей сцене один из военнослужащих приглашает её на небольшой квартирник, где должен появиться и молодой солдат Элвис Пресли, который уже успел обрести огромную известность на родине и за её пределами. Героиня соглашается. Уже на вечеринке король рок-н-ролла обращает внимание на явно выделяющуюся своим юным возрастом гостью. Однако мужчину привлекает не возможность затащить девушку в постель, а банальное желание поговорить с кем-то по душам. В первом же коротком разговоре Элвис делится с Присциллой, что он очень скучает по своей покойной матери.
Школьница и суперзвезда начинают романтические, но вполне порядочные отношения. Спустя несколько месяцев военная служба Элвиса заканчивается и ему приходится уехать домой, в свой особняк в Грейсленде. Присцилла решает, что мировая звезда забыла о ней, но через какое-то время Пресли объявляется вновь, предлагая той переехать в США и начать совместную жизнь. Героиня соглашается и в этот раз, отчего становится полностью зависима от Элвиса. Конечно же, мужчина пользуется этим, пытаясь изменить характер протагонистки под свои прихоти. И хотя девушка сначала потакает певцу, со временем их отношения начинают портиться. В итоге, уже зрелая Присцилла уходит от своего мужа, пока тот безуспешно пытается справиться с зависимостью от таблеток и алкоголя.
Феминизм
София Коппола — это одна из икон феминистского кино современности. В каждой своей работе она пытается рассказать историю с точки зрения девушки, а мужчины, окружающие наших протагонисток, чаще всего оказываются тиранами или в лучшем случае обычными сексистами. Похожая ситуация возникает и в новом байопике постановщицы. В обществе Присциллу Пресли часто воспринимают как некий аксессуар, прилегающий к образу короля рок-н-ролла, обходя историю девушки стороной. Тут можно вспомнить прошлогодний проект База Лурмана, где главная любовь артиста служила лишь инструментом для продвижения истории Элвиса.
Коппола, в свою очередь, решает полностью перевернуть ситуацию, показав музыканта не как глубокого персонажа, а как медийный образ из радио и телевидения, к которому мы уже давно привыкли. В то же время Присцилла — это настоящий человек с чувствами, пусть и наивными. В начале девушка предстаёт перед нами в качестве ребёнка, чья невинность привлекает Элвиса. Возможно поэтому он в первые годы отношений активно отказывается от интимной близости с героиней, даже когда та сама настаивает на этом. Ему в их отношениях нужно общение, которое исчезло из жизни певца с уходом матери. Оттого присутствие рядом неприкосновенной партнёрши приходится для певца как нельзя кстати.
Что интересно, Коппола отказывается показывать какую-либо физическую связь между персонажами и во второй половине фильма, когда те уже женаты, акцентируя внимание на своеобразной девиантности их отношений. Музыкант мог оставаться наедине с Присциллой тем требовательным ребёнком, которым он был в присутствии собственной матери. Однако за годы совместной жизни 14-летняя девочка превратилась во взрослую леди, которая во многом переросла суперзвезду.
Помимо одной грандиозной идеи об инфантильности мужчины, Коппола в деталях показывает целый ряд других токсичных повадок Элвиса, которые тот позволял себе с Присциллой. Он не разрешал ей работать, точно так же как и не давал ездить с ним в туры. Она должна была находиться дома и поддерживать семейный очаг, даже если порой семья состояла только из Присциллы. Помимо этого он подбирал её гардероб и начинал скандалы, если та покупала одежду, не подходящую видению певца. От этого героиня буквально оказалась узницей золотого замка.
Авторский стиль
София Коппола — это постановщица с ярко выраженным видением. Помимо повторяющейся идеи о победе женщины над абьюзивным мужчиной, её картины запоминаются мягкой цветовой палитрой, дистанцированным от персонажей взглядом камеры, статичными шотами и тихими ссорами. Всё это присутствует и в «Присцилле». К примеру, объектив, находящаяся на достаточном расстоянии от героев, в очередной раз подчёркивает и нашу дистанцию от звёздной семьи. Точно такое же художественное решение напоминает о невозможности Присциллы по-настоящему сблизиться с самым популярным музыкантом 20-го века.
Коппола тратит достаточную часть экранного времени, чтобы показать всевозможные предметы интерьера семейства Пресли и через них рассказать нам о героях больше, чем они могут это сделать сами. Когда-то у 14-летней девочки был обычный набор подростка. Но с приходом Элвиса в жизнь все её вещи будто начинают кричать о желании угодить артисту. Основным таким элементом становятся накладные ресницы, которые репрезентуют всю поддельность образа Присциллы, и которые та надевает на себя, словно какую-то маску, даже во время поездки на собственные роды.
Что касается тихой ссоры, то тут хочется отдельно выделить момент расставания Присциллы и Элвиса. Происходит он в номере отеля International. Что интересно, такой же эпизод присутствует и в прошлогодней работе База Лурмана. Однако тогда автор, в привычной ему манере, ударился в громкие разборки с битьём посуды. Расставание в фильме Копполы же проходит на удивление тихо, даже незаметно. Звучит всё та же фраза, что была в картине Лурмана, но она произносится с неким чувством освобождения, нежели презрения. Это лишь один пример из абсолютно разного подхода режиссёров к схожему материалу. Но даже он показывает всю полноту и неповторимость стиля Копполы, способной сказать нам куда больше, при этом показывая намного меньше.
Автор: Oraz Kereibayev