Оказывается, автобусы – это очень продуманный, экологически чистый, удобный транспорт.

ВСЕ ПУТЕМ

В Хельсинки было холодно. Пасмурно и снег. Словом, настоящий февраль. Самое время скучать по Алма-Ате, представляя, как в такую вот погоду алматинские автобусы, грузно кренясь на бок, ползут по своей слякотной полосе, волоча за собой пассажирские кишки под мерный похоронный крик: «Прямо по Аба-а-ая». Вспоминаешь алматинские автобусы, а в параллель почему-то всплывают в памяти хемингуэйевские строки, написанные им, кажется, как раз для журнала Esquire: «Есть только один способ. Плыть в лавине, как в воде, и пытаться держать голову так, чтобы ее не накрыло снегом. Если вам удастся сбросить лыжи, у вас будет больше шансов остаться в живых».

Свои транспортные университеты я прошел сполна, и без всяких поблажек, когда добирался на автобусе в школу, а после – в вуз, а потому в Хельсинки, куда я прилетел из Берлина, само понятие «транспорт» неожиданно, но вполне логично раскрылось для меня с новой стороны.

Оказывается, автобусы – это очень продуманный, экологически чистый, удобный транспорт.

К 2025 году финская транспортная компания HSL планирует полностью избавиться от углекислого газа и азота, источаемого транспортом. Должно отметить, что и сейчас эти выхлопы сведены к минимуму и, согласно замерам, практически никак не влияют на окружающую среду. В следующем году будет объявлен тендер, всего на один миллион евро. Большая часть скромной, по нашим меркам, выделяемой суммы уходит на внедрение специального биогаза и биодизеля – безвредного топлива. Автобусная сеть точно и слаженно действует наряду с поездами и паромами. Здесь можно с точностью до минуты рассчитать время своего прибытия в любую точку города. Более того, и это самое удивительное, добираешься туда без привычного мата и давки. Подъезжая к остановке автобус наклоняется набок, при помощи специальной пневмо-«подушки», с тем чтобы инвалид мог беспрепятственно въехать в салон на своей коляске, да и просто людям было удобнее. Автобусы и поезда ходят каждые десять минут, а два основных маршрута – каждые пять. Они двигаются через весь город, делая остановки у станций метро и электричек. Так же есть круглосуточные маршруты.

ВСЕ ПУТЕМ

И в Берлине и в Хельсинки, мегаполисах, казалось бы, никак не уступающих Алма-Ате по степени загруженности городских магистралей, не спешат отказываться от трамваев. И они верно служат людям и выглядят вполне эстетично. Что касается расписания движения, спешу сообщить, что оно здесь есть. Мало того – оно работает. Прочтите на остановке, когда должен прибыть ваш рейсовый автобус, и, о чудо, так оно и будет. Придет. Придет точно в указанный срок. И метро, и паромы, и наземные поезда следуют здесь точно по расписанию. Транспорт, учитывая его качество, весьма недорог, даже по нашим меркам. Стоимость единого месячного абонемента для туриста – 160 евро, а для жителя страны  – 106. Студенты и пенсионеры платят 57 евро. Это цены на единый региональный междугородний билет. Цена за абонемент для передвижения только по городу – 54 евро для взрослого, 27 для пенсионеров и студентов.

Сразу скажу, никакой системы, подобной «Онай», здесь нет. Можно купить билет у водителя на одну поездку, который стоит около 3,5-4 евро, или единый месячный проездной на все виды транспорта. Прикладывать ничего и никуда не нужно, показывать свой разовый или проездной билет приходится только водителям автобусов и контролерам, которых, к слову,  за два месяца непрерывной езды, я ни разу встретил. Здесь никто никуда не опаздывает. Все приезжают вовремя, в чистой одежде, без отпечатков подошв более крупных, и смелых доминирующих особей.

И в Берлине, и в Хельсинки, как везде в мире, водители тоже жалуются на пробки. Как автомобилист, имеющий больше десяти лет стажа езды по алматинским дорогам, на их жалобы я реагировал снисходительно. Ну да, можно в час пик постоять в пробке минут 10-15. И что это за пробка? Водители услужливо, с улыбкой пропускают друг друга, никто не гудит. Эти дикари даже не покупают себе красивых больших белых и черных джипов. Они есть только у фермеров. Здесь не ставят в свои мерседесы «крякалки» и даже не борются за первенство на дороге. Уныло живут!

ВСЕ ПУТЕМ

Многие автомобилисты и вовсе отказываются от своих машин в пользу велосипедов. Велодорожки предусмотрены не только на центральных  улицах. Они здесь везде. Проложены удобные веломаршруты через всю Европу. Велопарковки на каждом шагу. С велосипедами люди беспрепятственно садятся в поезда. С велосипедом легко перекусить, так как в каждой кафешке и закусочной имеются специальные места для велосипедистов, где их железные кони никому не мешают.

Люди в Европе очень любят ходить пешком. Я тоже, в основном, передвигался на своих двоих. Масса новых впечатлений, гуляй, казалось бы, дыши полной грудью и радуйся. Но только здесь я начал понимать извечную тоску Лесковского Левши. Так и хочется закричать, загудеть рупором через семь морей: «Скажите государю, что у англичан ружья кирпичом не чистят: пусть что бы и у нас не чистили…»


Записал и сфотографировал Иван Беседин

Не забудьте подписаться на текущий номер
Поделиться: