С момента героической гибели Максимуса прошло 16 лет. В Римской империи ничего кардинально не изменилось. У власти по-прежнему находятся психопаты, в то время как простой народ мрет от голода. Между тем Луций ведет спокойную жизнь в североафриканской стране Нумидии, куда ребенком его отправила мать Луцилла, чтобы уберечь от придворных интриг. Однажды римский генерал Марк Акаций вместе с флотом вторгается на эти земли и берет их штурмом. Жена Луция погибает, а сам он попадает в рабство. Наследного принца депортируют в Рим, где он становится собственностью торговца Макрина, увлекающегося гладиаторскими боями. Одерживая одну победу за другой, Луций, как водится, оказывается на арене Колизея.
«Гладиатор 2» — прямое продолжение монументального боевика, вышедшего на экраны в 2000 году. Оригинальный фильм собрал в прокате полмиллиарда, получил «Оскар» и реанимировал забытый всеми жанр пеплум. Это был, пожалуй, главный триумф Ридли Скотта — живого классика Голливуда, которому со дня на день стукнет 87 лет. Вопреки солидному возрасту, мэтр и не думает уходить на пенсию, выдавая по фильму в год. За полувековую карьеру постановщик успел поработать, кажется, во всех жанрах. Причем его научно-фантастические картины зачастую оказываются куда правдоподобнее исторических. Так, «Марсианин» поражал аутентичным изображением жизни на Красной планете, тогда как «Царствие небесное», «Последняя дуэль» и, собственно, первый «Гладиатор» нещадно критиковали за неточности. По той же причине многие ругали и прошлогоднего «Наполеона» — байопик, напоминающий поверхностную и очень вольную экранизацию заголовков из «Википедии». Поэтому зрители, памятуя о былых неудачах, с опасением ждали возвращения в Римскую империю.
Масла в огонь подливал и тот факт, что вторая часть прошла через все круги производственного ада. Впервые Скотт заговорил о сиквеле «Гладиатора» еще в 2001 году, однако из-за занятости вечно его откладывал. В 2006 году, когда DreamWorks стала частью Paramount, студийные боссы вовсе отказались от авантюры, опасаясь коммерческой неудачи. Продолжение получило зеленый свет лишь в 2018 году, но поиск подходящего сценариста занял у Скотта еще пять лет. Выбор пал на Дэвида Скарпу — автора, написавшего «Наполеона». Съемки стартовали в 2023 году и прерывались на четыре месяца из-за масштабной забастовки Гильдии актеров. Производство завершилось в начале этого года, а изначальный бюджет по официальным данным вырос с $ 165 млн до $ 250 млн (по неофициальным — до $ 310 млн). То есть чтобы окупить затраты, сиквелу требуется превзойти кассовый показатель оригинала. С учетом рейтинга R шансы, прямо скажем, ничтожны.
Однако зрителей, конечно, волнует не финансовая, а художественная сторона проекта. Как и в случае с «Наполеоном», самым слабым компонентом «Гладиатора 2» оказался сценарий. Скарпа не придумал ничего лучше, чем пересказать старую историю на новый лад. Фильм вновь открывает эпическая батальная сцена, под занавес которой герой теряет возлюбленную. Затем, одержимый местью, он берет в руки меч и возвращается в Рим, где поочередно расправляется со всеми заклятыми врагами, добираясь до верхушки власти. На уровне содержания до неприличия вторично и предсказуемо. Впрочем, будем честны, люди идут на «Гладиатора» не ради изысканных сюжетных перипетий. Целевая аудитория, подобно публике «Колизея», жаждет хлеба и зрелищ. И с этим у киноленты Скотта полный порядок. По законам сиквела, эффектных экшен-сцен стало вдвое больше. Головы летят с плеч по поводу и без все два с половиной часа. Если прежде гладиаторы бились только между собой, то теперь им, например, противостоят дикие бабуины, а гладиатор может выйти на арену верхом на носороге. В наиболее зрелищной сцене «Колизей» затапливают водой и противники сражаться друг с другом на лодках, воплощая в жизнь морской бой.
Воссозданный на экране Древний Рим убедителен, несмотря на бесчисленные исторические несостыковки. Он величественен снаружи, но гниет изнутри. Незрелых императоров-психопатов теперь тоже двое. Как и Хоакин Феникс четверть века назад, Фред Хекинджер и Джозеф Куинн демонстрируют избыточную игру на грани фарса, которая органично вписывается в китчевую эстетику а-ля «Голодные игры». Место Рассела Кроу в свою очередь унаследовал Пол Мескал — актер, прославившийся образами ранимых парней в инди-кино. Набрав потрясающую физическую форму, ирландец с грустными глазами органично вписался в образ Луция — бесстрашного воина, преодолевающего личную трагедию. Компанию ему составили Дензел Вашингтон и Педро Паскаль. Первый отыгрывает нетипичного для себя трикстера и откровенно валяет дурака, тогда как второй — само благородство. Сугубо мужской каст разбавляет Конни Нильсен, героиня которой выступает связующим звеном между оригиналом и сиквелом. Все на своем месте и выжимают из предложенных обстоятельств максимум.
Массовые сцены по-прежнему впечатляют, а CGI используется к месту и не режет глаз. Из очевидный просчетов — невзрачный саундтрек Гарри Грегсона-Уильямса, сменившего Ханса Циммера, В остальном — это первоклассный киноаттракцион, который не дает заскучать ни на мгновение. Безусловно, второй «Гладиатор» не станет классикой, как первоисточник, но со своей развлекательной функцией фильм справляется на все сто.
Источник изображений: Кинопоиск.