Во время пандемии произошла глобальная переоценка ценностей, которая затронула практически все сферы человеческой деятельности. Новая выставка Aspan Gallery «Корабль плывет», первая в пространстве галереи в Алматы с начала пандемии, переосмысливает роль художника и искусства в обществе.
Чего ждет общество от художников – активизма или чистого искусства? Зачем в целом нужно современное искусство? В рамках выставки представлены разные точки зрения известных художников Центральной Азии как старшего поколения – тех, кто творил в 1990-х, так и тех, кто творит сейчас. Живых и ушедших.
В 1997 году Рустам Хальфин на ежегодном Параде галерей в Музее Кастеева представил свой проект «Шкура художника», поучаствовать в котором пригласил других художников, а сам выступил в роли куратора. Хальфин пишет:
«“Шкура художника” – новая метафора картины... Если раньше метафорами картины были: окно в мир, экран, зеркала, то “Шкура художника” обращается непосредственно к телу художника, к его тактильным опыту и памяти... Каждый участник проекта предлагает свою версию “Шкуры художника”, опираясь на свой личный тактильный опыт, глаза».
На выставке Aspan Gallery будет показана документация и несколько оригинальных объектов из проекта «Шкура художника» Хальфина.
На выставке будут представлены работы основоположников современного искусства в Центральной Азии Сергея Маслова и Молдакула Нарымбетова, а также новые работы более молодого поколения художников.
Сергей Маслов был одним из главных мифотворцев Центральной Азии и представлялся то братом Джоконды, то инопланетянином, то любовником Уитни Хьюстон.
Живопись художника неразрывно связана с его текстами, поэтому в галерее будут продемонстрированы его картины из частных коллекций в сопровождении текстов из его дневников, описаний проектов и писем, в интерпретации Елены и Виктора Воробьевых.
Работы рано ушедшего из жизни Молдакула Нарымбетова – художника-шамана, лидера группы «Кызыл трактор» – не показывались в Алматы уже много лет. На монументальном по размеру холсте Нарымбетов написал оммаж известной картине Анри Матисса «Танец».
В композицию автор включил фигуры художников – соратников по «Кызыл трактору» Смайла Баялиева, Арыстанбека Шалбаева, Виталия Симакова, Саида Атабекова и самого себя в процессе танца и музицирования, указывая на их собственные перформансы 1990-х годов, которые часто сопровождались шаманскими танцами и музыкой.
Кыргызстанский художник, куратор и архитектор Улан Джапаров покажет свое программное видео La nave va, снятое на острове Ольхон на Байкале. Собственно, работа Джапарова и дала название выставке «Корабль плывет». В видео художник проделывает перформанс – сначала делает бумажный кораблик, надевает на голову и ныряет в воду. Это действие заставляет бумажный кораблик плыть по поверхности озера самостоятельно. В перформансе затронуты темы судьбы художника, оставляющего после себя лишь исчезающий след, и освобождения человека в целом, растворения во Всеобщем.
Елена и Виктор Воробьевы представят два проекта, которые родились в 1990-х годах. Два рисунка изображают известную инсталляцию арт-дуэта «Художник спит» (1996), которая выставлялась на Венецианской биеннале в 2017 году. А плетеный холст с изображением Виктора Воробьева за компьютером в 1998 году на курсах по веб-дизайну для художников, организованных Центром современного искусства Сороса, заставляет задуматься о сущности акта творения и о роли технологии в искусстве.
В ироничном совместном видео Александра Угая и Романа Маскалева в составе группы «Бронепоезд» авторы сначала спрашивают у прохожих, в чем социальная миссия художника и что значит быть художником. Во второй части художник пытается претворить в жизнь ответы обывателей.
Выставка не старается дать исчерпывающий ответ на вопрос о роли художника, но показывает различные позиции. Несмотря на то что у художника может быть много ролей и они могут меняться с ходом времени, неизменным остается только одно – желание творить.