От идеи до глобального конкурса
Вот уже 16 лет World Class является самым престижным и сложным мировым конкурсом для барменов. В этом году Казахстан впервые провел национальный отбор глобального состязания, победители которого представят страну в Канаде на мировом финале.
Главным инициатором и основателем глобального состязания является крупнейшая в мире алкогольная компания Diageo. Она владеет такими известными брендами как Johnnie Walker, Tanqueray, Don Julio, Zacapa и Ketel One.

Бренд-амбассадору резервного портфеля компании Diageo Александру Пушкареву удалось организовать проведение национального финала престижного мирового конкурса барменов World Class в Казахстане. Он работает в этой компании уже 10 лет.
«Идея создания World Class возникла у Diageo в 2008-2009 годах», — рассказывает Александр. «Компания, являясь лидером рынка премиального и ультра-премиального алкоголя, решила создать конкурс, который бы подчеркивал этот статус и стал самым престижным в индустрии».
Изначально в состязании участвовали только 10 стран, сейчас их более 60. Казахстан присоединился к этому глобальному сообществу и проводит свой национальный финал. Лучший бармен, выбранный по итогам нескольких испытаний, представит Казахстан на мировом финале в Торонто в конце сентября.


Бренд-амбассадор Diageo Reserve в Казахстане подчеркивает, что World Class — не только соревнование за звание лучшего бармена. За 16 лет существования конкурса сформировалось огромное и тесно взаимодействующее сообщество барменов и бартендеров со всего мира. Они общаются, обмениваются опытом и поддерживают друг друга. Таким образом, это событие стало важной частью не только барменской культуры, но и индустрии гостеприимства в целом.
Коктейльные бары — отдельная ниша
«Развитие барного искусства в Казахстане традиционно сконцентрировано в Алматы и Астане, где сосредоточено большинство коктейльных баров», — говорит Александр. «Примечательно, что в национальный финал World Class Kazakhstan пробились участники не только из этих мегаполисов, но и из Атырау и Караганды, что свидетельствует о развитии барной культуры и в регионах».
Безусловно, в регионах в силу меньшей численности населения и, в частности, платежеспособного населения, культура посещения коктейльных баров не является массовой.


«Что касается коктейльных баров, то это вообще отдельная ниша, которая, безусловно, не является мейнстримом», — говорит Александр Пушкарев. Но при этом, как человек, часто путешествующий по Казахстану, он утверждает, что практически в каждом городе можно найти 1-3 заведения, где работают увлеченные своим делом энтузиасты, с еще большим рвением изучающие барное искусство и внедряющие новые тенденции в своих барах.
Высшая лига барного искусства
World Class — событие огромной важности как для Казахстана, так и для всей мировой барной сцены.
Наша страна уже довольно давно представлена на мировой барной сцене. Казахстан участвовал в различных выставках, а некоторые заведения, такие как алматинский «Бармаглот», кафе «Сё-сё», а также астанинский бар Temple, вошли в престижные списки, включая Top-50 Best Discovery.
Меж тем World Class Kazakhstan, как считают его организаторы, придаст мощный импульс внутреннему развитию индустрии. Конкурс предъявляет высокие требования к участникам. Его задания часто выходят за рамки простого приготовления коктейлей и фокусируются на концепции, видении будущего напитков.


World Class объективно является высшей лигой в своей индустрии, а ее участниками становятся уже подготовленные бармены, хорошо разбирающиеся в профессии.

«И таких в Казахстане не так уж и мало», — отмечает Александр. «Я могу с уверенностью сказать, что мы доросли до таких конкурсов и можем показывать себя отлично на глобальном уровне».
Местные ингредиенты в центре внимания
По словам Александра Пушкарева, львиная доля заданий в национальном состязании в рамках World Class связана с местным колоритом и локальными ингредиентами.
«Локальность — это устойчивый и долгосрочный тренд, который не теряет своей актуальности», — говорит бренд-амбассадор Diageo Reserve в Казахстане. «Наша страна обладает огромным количеством уникальных локальных ингредиентов. Кумыс и шубат, а также дистилляты на их основе, уже знакомы некоторым, благодаря использованию казахстанскими барменами в предыдущие годы».


Помимо ингредиентов, Александр Пушкарев обращает внимание на уникальную посуду Центральной Азии, которую можно использовать для подачи напитков, например, пиалу или посуду, традиционно используемую для приготовления кумыса. В стране существует огромный гастрономический пласт, который пока не получил должного внимания на глобальной арене. Мировому финалу World Class по силам это исправить.
От чемпионства до судейства
По завершении национального конкурса международный судья, победитель ежегодного профессионального конкурса бартендеров Diageo Reserve World Class 2018 Орландо Марцо остался под большим впечатлением от уровня подготовки казахстанских участников. Он отметил, что каждый из них смог представить свой уникальный стиль и проявить сильные стороны.

«Это была настоящая демонстрация индивидуальности, страсти и технических навыков», — сказал Орландо.
Зарубежный гость отметил значимость World Class для барменов по всему миру, заявив, что это больше, чем просто конкурс. По его мнению, World Class — крупнейшая глобальная платформа для барменов, где они могут творчески выражать себя, оставаясь при этом на связи с более широким сообществом. Орландо особо подчеркнул, что этот конкурс является местом, «где бармены могут расти, вдохновляться и по-настоящему чувствовать себя частью чего-то большего».


В свое время для него победа в World Class стала одним из самых знаменательных моментов в карьере.
Орландо начал заниматься судейством сразу после своей победы, что, по его словам, «полностью изменило его представление о конкурсе».

«Побывав по обе стороны, я точно понимаю, что нужно для успешного выступления и насколько важно создать благоприятную атмосферу. Я часто делюсь этими знаниями с другими судьями и новыми участниками», — пояснил специалист.
Гостеприимство и гастрономические открытия
Самым важным навыком для бармена Орландо считает искреннее гостеприимство. По его словам, основная суть барного дела — умение заставить гостя почувствовать себя желанным, предлагая исключительные впечатления от напитка.


Орландо признался, что все бартендеры, участвовавшие в национальном финале World Class, запомнились ему по-своему.
«Каждый из них привносил в бар свою аутентичность. Но особенно я бы выделил победителя конкурса, который действительно впечатлил нас по всем направлениям. Его выступление было последовательным, продуманным и технически отличным», — сказал Орландо.

Иностранный гость был по-настоящему очарован тем, что увидел и попробовал в Казахстане.
«Я поражен разнообразием местных ингредиентов! Глубина гостеприимства делают Казахстан — и особенно Алматы — местом, представляющим неподдельный интерес для мирового сообщества F&B. Учитывая, что это был первый год проведения, это было невероятное начало», — с воодушевлением отметил судья.


Говоря о личных предпочтениях в коктейлях, Орландо признался в любви к Negroni и Martini: «Я вырос в Италии, и этот стиль напитков является частью моей культуры. Мартини, в частности, для меня олицетворяют вершину барменского искусства — роскошные, элегантные и обманчиво простые».

В заключение Орландо поделился своими впечатлениями от пребывания в Казахстане. «Куда бы я ни пошел, я чувствовал себя по-настоящему желанным гостем. Это было больше, чем просто обслуживание, это история о обмене культурой и открытиях. Я посетил несколько новых коктейльных баров, которые уже соответствуют мировым стандартам, что говорит о многом о будущем местной сцены. Что касается кулинарии, то для меня особенно запомнилась конская колбаса с черносливом, а также баурсаки с местной сметаной и медом — просто божественно! Я расскажу многим своим коллегам о том, какой фантастический опыт я здесь получил».