Хип-хоп — состязание, в котором ты доказываешь окружающим, кто здесь самый крутой. Конечно, проще, когда происходит профессиональный баттл, где присутствует квалифицированное жюри. Но биф — это немного другое.
Биф (дословно — «мясо») — конфликт, который переходит границы дозволенного. Дестабилизировать оппонента и заставить его действовать эмоционально — одна из главных задач участников. После этого желательно уличить во лжи, грубо говоря — сорвать с неприятеля маску.
Задиссить хлестко ответить с переходом на личности — могут уже не только тебя, но и твое окружение. Что такое дисс? Одним словом — disrespect (дословно — неуважение, пренебрежение), то есть трек, основная цель которого — некорректное, остроумное и актуальное словесное нападение на соперника. И если баттл — это организованный бой с конкретными правилами, которые нельзя нарушать, то биф — это драка на улице, победа в которой достается ценой если не жизни, то выбитых зубов и сломанных костей.
В истории хип-хопа гремело множество конфликтов, которые выходили за пределы творчества, но случилось всего два, разделивших мир на противостоящие лагеря. Это легендарная «Война побережий», унесшая жизни таких мастодонтов, как 2Pac и The Notorious B.I.G. Ну и, конечно, самый хайповый конфликт 20-х — биф между Kendrick Lamar, он же Кендрик Ламар, он же Кендрик Ламар Дакворт или K.Dot, и Drake, он же Обри Дрейк Грэм.
Love when they argue The hardest MC Is it K-Dot? Is it Aubrey? Or me? We the big three, Like we started a league, But right now I feel like Muhammad Ali ________________________ Люблю, когда обсуждают, Кто самый крутой MC. Это K-Dot? Это Обри? Или я? Мы большая тройка, Мы словно образовали лигу, Но сейчас Я чувствую себя Мухаммедом Али
J. Cole из трека First Person Shooter
На момент записи этих строк музыкант и продюсер J.Cole даже не представлял себе, что они станут началом ожесточенного бифа, с которого, кстати, сам автор технично спрыгнет. Как станет ясно позже — это будет мудрым решением.
Motherfuck the big three **, it’s just big me! ______________________________ В топку вашу «большую тройку». **, здесь большой только я!
Kendrick Lamar из трека Like That
Здесь все однозначно: музыкант дает понять миру, что #1 — это он и никто больше. Второго и третьего места не существует, есть только Kendrick Lamar, единственный и недосягаемый.
Но вернемся немного назад, в начало 10-х, когда эти очень молодые и многообещающие исполнители тянут друг друга на фиты и по началу демонстрируют взаимоуважение.
Как гром средь бела дня, резко и громко выходит трек Big Sean — Control, в котором Ламар принимает непосредственное участие. В этом релизе он перечисляет рэписполнителей, которых, с одной стороны, уважает, а с другой — намерен уничтожить. Среди них и Drake. Чувствуете легкий запах гари?
В том же году Drake выпускает альбом Nothing Was the Same, в котором композиция Language выполняет роль чего-то наподобие ответки — хотя и не прямой. Позже в интервью глава лейбла полностью отрицал любые предположения, что трек посвящен Кендрику. Но среди слушателей дураков нет — публика уловила, в чей огород этот камень. В декабре 2013 года выходит трек Future feat. Drake & Juicy J под названием Shit, на котором Обри снова поддевает Ламара.
Ответку ждали недолго: композиция Pray for It — это очень тонкое парирование Кендрика на трек Language. После парни берут тайм-аут вплоть до 2022 года. Не станем уходить далеко — для полноты картины переместимся в 2016 год, когда музыкант Pusha T выпустил трек The Story of Adidon. В нем он уличил Drake во лжи, выставив на всеобщее обозрение, что тот скрывает от мира рождение сына.
Для Обри это стало сильным ударом, и в итоге ему пришлось вывести отпрыска на свет. Ходили слухи, что эту информацию исполнителю «истории» передал сам Канье Уэст, хотя годы спустя Pusha признался, что факты слил один из приближенных продюсеров того же Drake. Что тут сказать: уважающему себя джентльмену, особенно мировой звезде, стоит тщательней подбирать себе окружение — и в дальнейшем Drake не раз столкнется с этой проблемой. Как говорится, горбатого могила исправит.
Теперь перенесемся в октябрь 2023 года, когда выходит For All The Dogs — 8-й студийный альбом Drake, который возглавляет нашумевший трек First Person Shooter. В нем J. Cole читает о споре, кто лучший МС — он, Обри или K. Dot, по итогу называя их «большой тройкой».
22 марта 2024 года выходит альбом Future & Metro Boomin под названием We Don’t Trust You, где в треке Like That неожиданно появляется Кендрик Ламар Дакворт и буквально кричит о своем превосходстве. И тут начинается жара…
19 апреля Drake выпускает два дисстрека — Push Ups и Taylor Made Freestyle. В первом он катком проходится по тем, кто так или иначе задевал Обри в своем творчестве. Самому Ламару досталось за рост, размер ноги и участие в фитах с поп-артистами.
Во втором диссе Drake, используя нейросеть, добавляет фит с легендами западного побережья — 2Pac и Snoop Dogg. Трек был удален со всех площадок после возмущенного письма от семейства Тупака Шакура, которые не оценили сгенерированный искусственным интеллектом вокал артиста — но осадочек, как говорится, остался.
Примерно в это же время в конфликт с ноги заходит еще одна легенда хип-хопа — дядя Rick Ross и выпускает композицию под названием Champagne Moments. В hip-hop-индустрии ходит немало слухов о гострайтерах Обри — настоящих литературных рабах, которые пишут тексты, отказываясь от авторских прав. Мистер Росс публично заявил, что свои хиты Drake написал не сам — львиную долю создали за него гострайтеры.
Также Rick Ross задел флоу музыканта — мол, это не его авторская, наработанная с годами читка, даже ее он украл у своего кумира Lil Wayne. Rick Ross добавил и пару ласковых за лейбл, представляющий Drake: они не дают дорогу молодым, а просто губят их карьеру. Также задел Обри за увлечение пластикой, упомянув операции по уменьшению носа и увеличению пятой точки, после чего дал ему прозвище BBL Drizzy.
30 апреля 2024 года выходит ответ Kendrick Lamar — Euphoria. Нейминг песни не просто так совпадает с названием нашумевшего сериала от HBO: Drake выступил исполнительным продюсером этого шоу. В треке панчлайн идет за панчлайном — на темы от стиля одежды и образа жизни, до отношения к женщинам, музыки и походки, а самое комичное — о том, как Обри произносит n-word.
Не дав опомнится своему оппоненту, Кендрик выпускает следующий сингл — 6:16 in LA. Этот трек полон сакральных смыслов и теорий заговоров. Зная Ламара, можно смело утверждать, что самый концептуальный рэп-исполнитель современности и в правду добавил смыслов в рядовой дисс.
Решайте сами, к чему отсылает его название:
- 16.6 — день рождения 2pac
- 16.6 — дата премьеры сериала «Эйфория»
- 616 — старое «число зверя»
- 16.6 — дата празднования «Дня отца» в Канаде
- 16.6 — день, когда Кендрик дал концерт в Торонто
3 мая Drake выпускает трек Family Matters, в котором намекает, что ребенок Кендрика не от него, а от сооснователя лэйбла TDE. Автор отмечает, что его противник ведет себя как обычный активист, который только притворяется неравнодушным, одновременно обвиняя Ламара в применении домашнего насилия и измене жене. Добавим, что в клипе на эту песню Обри утилизирует минивэн из альбома Good Kid M.A.A.D. City.
Как говорится, недолго музыка играла. Примерно через час K. Dot выпускает самый жесткий и жестокий дисс своей карьеры — Meet The Grahams. Это обращение артиста к семье Обри, а также обвинение в употреблении препарата Ozempic для похудения, более того — это новое напоминание о том, что, возможно, Drake скрывает и второго ребенка.
Спустя ровно сутки ненасытный Кендрик выпускает еще один трек. Это своеобразный Hit ‘Em Up нашего времени под названием Not Like Us. Да-да, именно эта песня играла летом из каждого утюга, начиная с TikTok и заканчивая рекламой в Instagram.
Не сразу понятно, но в этом треке Ламар называет Обри и все его окружение сертифицированными педофилами. Для пущего эффекта на обложке композиции изображено поместье Drake с метками, которыми обозначают дома, где проживают насильники.
На сегодняшний день последний дисс в этой битве — это ответ Drake в виде композиции The Heart Part 6. Этот трек — отсылка на все песни, где Kendrick размышляет о жизни. В диссе Обри заявляет, что всю информацию, которую использовал Lamar в своих атаках, они вместе с командой пиарщиков слили специально, желая спровоцировать соперника.
У самого хайпового бифа нашего века нет и не будет победителя. Да, трек Кендрика Not Like Us задал шуму, причем этот шум подвинул Lil Wayne с пьедестала. Теперь Ламар — хедлайнер на ближайшем Super Bowl. Но какой ценой — ведь музыкант всегда выступал против ненависти и насилия, которым переполнен хипхоп. В своем последнем на момент написания этого материала альбоме Mr. Morale & The Big Steppers Ламар вообще диссит самого себя за людские слабости, демонстрируя, что все можно исправить, главное — встать на путь исправления.
Миру всегда нужны хлеб и зрелища. Конечно, фанаты обеих сторон ликуют и превозносят своих кумиров. Что можно сказать наверняка — благодаря этому бифу мир опять заинтересовался классическим хип-хопом. Слушателям снова интересны текст, рифмы, панчи, референсы и декодинг. Эта схватка навсегда останется в истории хип-хопа: икона стиля против просветителя, коммерсант против праведника. Начитанность и острота языка в совокупности с осведомленностью — вот настоящее оружие современного и успешного джентльмена. Два миллионера, оскорбляющие друг друга на потеху публике, — именно такое зрелище мы и заслужили в эпоху передовых технологий.